18 июля 2011 года в Сети появились короткие текстовые сообщения (sms), которые пользователи сотовой сети «МегаФон» отправляли с официального сайта компании. В частности, в открытом доступе оказался номер абонента, а также текст самого сообщения, зачастую очень интимного.
Тогда в компании «Яндекс» поспешили заверить, что сбой в работе произошел по причине того, что в разделе отправки SMS на оператора в момент индексации отсутствовал файл robots.txt. В то время как именно в этом файле администратор сайта фиксирует страницы, индексация которых запрещена. Со своей стороны в «МегаФоне» связывали утечку данных с работой надстройки «Яндекс.Бар».
«Вне зависимости от решения суда и будем ли мы к нему апеллировать, главными вопросами для нас после случившегося остаются защита пострадавших абонентов и выплата им компенсаций во внесудебном порядке. Пока за компенсацией обратились небольшое число пострадавших от утечки SMS абонентов, им мы возместили ущерб в форме бесплатных услуг в объеме, зависящем от их активности. Проблема защиты персональных данных в Интернете лежит вне сферы деятельности компании «МегаФон», она должна решаться интернет-сообществом совместно. Пока мы только заслушали решение суда, когда посмотрим мотивировочную часть, тогда решим, будем ли подавать апелляцию», — комментирует директор по связям с общественностью «МегаФона» Петр Лидов.
5 сентября в Замоскворецком суде Москвы пройдут очередные слушания по этому делу. Истцом выступает Союз потребителей России. Третьим лицом по иску заявлено ООО «Яндекс». «Наказание, которое понес «МегаФон», можно без сомнений назвать символическим, и, конечно, сумма штрафа ничтожна по сравнению с финансовыми показателями компании. Впрочем, это был иск административного органа — Роскомнадзора, и далее могут последовать иски пострадавших от утечки данных в переписке лиц», — прокомментировал аналитик «Инвесткафе» Илья Раченков.
Антон Бурсак