«Мегафон подал в суд Северного округа штата Калифорния (США) иск против американской компании Hewlett Packard Enterprises (HPE). «Мегафон» обвиняет вендора в предоставление ложной информации о своих возможностях, в результате чего российский оператор внедрил созданную HPE систему управления сетью стоимостью $28 млн и потерпел убытки.
Напомним, что в 2011 году «Мегафон» задумался о модернизации своей сети с целью совместимости с будущими сетями четвертого поколения стандарта LTE. Свои предложения оператору представили Alcatel, Ericsson, Huawei, Oracle, Teleklec, ZTE, Nokia Siemenes Network (нынешнее название – Nokia Networks) и HPE.
«Мегафон» остановил свой выбор на HPE (в 2015 г. данная компания отделилась от компьютерного гиганта HP). Оператор хотел объединить восемь региональных узлов своей сети в единую федеральную сеть с едиными федеральными SIM-картами.
В сети должны были действовать единый мониторинг и билинг абонентов. А любая сервисная ячейка оператора должна была обслуживать любого абонента напрямую без обращения к его «домашней ячейки». То есть абонент смог бы перемещать по России в сети «Мегафона» и обслуживаться так же, как будто он находится в своем «домашнем» регионе.
С этой целью, в частности, необходимо было создать "Базу пользовательских данных" (User Data Repository, UDR). HPE смог убедить «Мегафон», что его решение будет наиболее подходящим, оно будет работать в режиме NonStop и обеспечит отказоустойчивость на уровне 99,999%. HPE утверждал, что у него есть опыт реализации проектов такого же масштаба, как требуется «Мегафону» - в частности, с ATT&T. HPE также заверил «Мегафон» в наличие у него компетенций на российском рынке. Соответствующие заявления, как следует из материалов иска, перед представителями «Мегафона» делали топ-менеджеры глобального HPE – Амир Еинаев и Мигель Карреро, а также гендиректор российского HPE того времени Александр Микоян.
«Мегафон» затратил на решение HPE $28 млн. Однако внедрение решения HPE привело к ряду серьезных сбоев в сети «Мегафона», которые происходили в 2016-17 гг. В частности, в апреле 2017 г. неспособность UDR системы приоритеризировать трафик приводила к падению всей системы «Мегафона». Из-за этого выходил из строя московский узел сети оператора, а за ним и самарский.
Как выяснилось, решение HPE оказалось неспособно отделить плохие данные. Кроме того, HPE не создал систему мониторинга, которая бы позволяла «Мегафону» в реальном времени следить за происходящим.
Вице-президент HPE Антонио Нери (сейчас занимает пост гендиректора компании) пытался объяснить руководству «Мегафону», что причиной сбоя стали перебои в работе жестких дисков. Позднее занимавшая тогда пост гендиректора HPE Мег Уитман пообещала главе «Мегафона» Сергею Солдатенкову провести личный мониторинг работы системы.
Топ-менеджеры «Мегафона» провели встречи с руководством HPE, включая Олега Нейлова, отвечавшего в компании за реализацию проекта в «Мегафоне». HPE предлагала различные пути решения проблем, увеличивавшие производительность системы. Однако в июне 2017 г. в сети «Мегафона» произошел новый сбой. HPE продолжили настаивать на качестве своего продукта и обещали принять меры для исправления ситуации. «Мегафон» данные предложения не устроили: оператор заподозрил, что вендор скрывает от него реальные причины проблем. Позднее HPE признал, что для решения проблемы необходимо перестроить систему, в которую, как уже отмечалось, «»Мегафон» вложил $28 млн. При этом новое решение не могло быть внедрено раньше 2018 г.
«Мегафон» нанял двух независимых консультантов - российского и зарубежного – каждой из которых порекомендовал переделать систему от HPE. Один из консультантов добавил, что за 17 лет не видел такой ошибки ни у одного из вендоров. «Мегафон» пришел к выводу, что HPE изначально вводил оператора в заблуждение. Оказалось, что решение HPE не может быть масштабировано для сети «Мегафона». Также сервисная ячейка оператора не могла обслуживать абонента быстрее, чем его «домашняя» ячейка.
В результате «Мегафон», как отмечается в материалах иска, потерял средства, затраченные на внедрение решения от HPE. Более того, из-за серии произошедших сбоев оператор понес репутационные издержки, получив негативные отзывы от своих партнеров, абонентов и виртуальных операторов. Не исключено, что претензии к оператору предъявят и его акционеры.
Теперь «Мегафон» через суд требует от HPE выплаты компенсации, размер которой еще не определен. Также оператор считает нужным выплатить ему компенсацию потерь из-за предоставления HPE неверной информации о своих возможностях.