Мобильные и прочие бесконтактные платежи с каждым днем получают все большее распространение и, особенно в сфере транспорта. Еще в октябре 2011 года МегаФон в Санкт-Петербурге на базе платежной системы «Подорожник» развернул свой NFC-проект «Мегачип». Затем последовал проект оператора по оплате проезда с мобильного телефона в Екатеринбурге. В июне 2012 свой NFC-концепт в городе на Неве реализовал Билайн.
Но данная технология, несмотря на прогресс, развивается не слишком активно и на практике в массовом порядке пока используются другие решения, в частности, специальные пластиковые карты, оснащенные микрочипами.
В апреле 2013 года были запущенные в оборот первые карты «Тройка», представляющие собой пополняемый электронный кошелек, предназначенный для оплаты проезда в общественном транспорте Москвы. Летом того же года зеленоградский завод Микрон выиграл тендер московского метрополитена на поставку 5,5 миллиона таких пластиковых карт.
По словам Алины Бисембаевой, заместителя руководителя департамента транспорта города Москвы, с января 2014 года количество пассажиров, пользующихся картой «Тройка», выросло более чем на 10% и сегодня их число достигло 2 миллионов 128 тысяч ежедневно, что говорит о высокой востребованности данного платежного документа.
Пополнить карту можно во всех кассах метрополитена, Мосгортранса, а так же с помощью терминалов сети велопроката «Велобайк» (150 точек). Теперь «закинуть» денег на карту можно будет и в салонах «МегаФона». При пополнении счета средства на карту зачисляются незамедлительно, и клиент сразу может оплачивать поездки в метро и наземном транспорте.
На данный момент у оператора по всей стране имеется более 2 тысяч таких точек продаж. Но пока пополнить баланс транспортной карты «Тройка» можно будет лишь в 250 салонах «МегаФон Ритейл», расположенных в Москве и Московской области.
Сделать это можно с помощью специальных терминалов оплаты, которые были разработаны компанией МегаЛабс, дочерним подразделением «МегаФона».
Как отмечает директор по финансовым услугам ЗАО «МегаЛабс» Айк Карапетян, данные устройства являются высокотехнологичным продуктом, функционал которого постоянно расширяется.
Первые подобные терминалы оплаты появились в салонах «МегаФона» еще в конце августа 2013 года. С их помощью посетители получили возможность пополнять мобильный счет, в том числе счета абонентов МТС и Билайн, и оплачивать различные услуги: Интернет, телевидение, ЖКХ и многое другое. Причем, комиссия при любых платежах не взимается.
Для того, чтобы реализовать в терминалах возможность пополнения баланса транспортной карты «Тройка», разработчикам пришлось доработать программное обеспечение и обеспечить сопряжение с инфраструктурой транспортников. Жаль только, что за прошедшее время слоты терминалов так и не обзавелись поясняющими надписями.
Генеральный директор ОАО "МегаФон Ритейл" Михаил Золотовицкий демонстрирует работу терминала
Как рассказал генеральный директор ОАО "МегаФон Ритейл" Михаил Золотовицкий, оператор не собирается останавливаться на достигнутом. Так, 4 квартале этого года планируется запустить услугу по удаленному пополнению карты с использованием только ее номера. Это будет можно сделать через мобильный банк или со счета мобильного телефона МегаФона. Правда, в этом случае платеж поступит только в систему, а на самой физической карточке средств все равно не будет. Поэтому клиенту в любом случае придется «перекачать» оплаченные средства на физический носитель. Это можно будет сделать как в метро, так и салоне оператора.
Кроме того, в первом квартале 2015 года должна заработать технология, позволяющая не просто перечислять средства на счет карты, но и записывать на ней различные конфигурации проездных билетов, например, на 60 или 90 дней. В дальнейшем карта Тройка может стать не просто единым проездным билетом для всех видов городского транспорта, а универсальным платежным средством. Но, пластиковые карты пластиковыми картами, а о картах покрытия в МегаФоне так же не забывают, в том числе и в метро.
По данным Игоря Акулинина, директора по инфраструктуре Столичного филиала ОАО МегаФон, сегодня 2G/3G связь от оператора имеется на 183 станциях московского метрополитена, а 3G покрытие на станциях у МегаФона самое лучшее. Благодаря этому ежедневно около 3 миллионов абонентов Мегафона пользуются его услугами в подземке.