Сервисы для общения фактически переживают второе рождение со времен ICQ и Skype. Сказывается определенная усталость пользователей от социальных сетей: изначально задумывавшиеся как средство для общения с друзьями и новых знакомств, постепенно они перешли в другую плоскость – информирования и развлечения. Поэтому люди все чаще стали делать выбор в пользу более примитивных, но верных коммуникативных средств.
Пример корейско-японского мессенджера LINE, аудитория которого на сегодняшний день насчитывает около 560 млн. человек, показывает, что все же рано говорить о тенденции отхода от формата социальных сетей – скорее, речь идет об их трансформации под новые запросы. LINE, запущенная в 2011 году, прошла путь от простой программы для общения и вышла за три с лишним года существования на уровень многофункционального сервиса с собственной социальной сетью, в которой поддерживаются блоги и комментарии. Подписаться пользователю предлагают пока только на блоги корпораций или СМИ, зато с друзьями можно делиться целыми записями на манер постов в соцсетях, прикрепляя к ним фото, видео, текст, а также отправляя эти посты на «стены» друзей.
LINE также предлагает разветвленную сеть различных сторонних сервисов для повседневной жизни. Например, работает служба вызова такси LINE TAXI, доставка еды LINE WOW, а с помощью собственной систем платежей LINE Pay пользователь может как отправлять в сообщении деньги другому пользователю, так и рассчитываться за покупки во «вселенной» LINE (например, приобретать стикеры, расплачиваться в игре LINE Game и пр.). К слову, на сегодняшний день мессенджер – один из самых прибыльных в мире, его доходы от продажи рекламы, внутриигровых товаров и процентов с транзакций составили за первый квартал 2015 года более $200 млн.
LINE можно назвать первопроходцем в разработке новой маркетинговой стратегии взаимодействия с пользователями. Различные бизнесы получают возможность отсылать клиентам сервиса сообщения в режиме реального времени, содержащие информацию об услугах компаний. Пользователь получает такое сообщение как и любое другое, что делает push-маркетинг доступней, потому что вероятность прочтения гораздо выше, чем в обычной социальной сети, где на рекламную информацию люди стали обращать гораздо меньше внимания. А чтобы послания не сильно раздражали пользователей, в LINE установлен лимит на отправку для каждой компании, и строгие правила для рекламного контента.
Базовые функции вроде передачи сообщений, данных и совершения звонков доступны пользователям, по традиции, бесплатно. LINE поддерживается основными ОС как для смартфонов, так и для ПК, однако большинство сторонних сервисов рассчитаны именно на мобильные приложения: например, собственный фоторедактор, игры, сторонние утилиты и прочие приятные мелочи, побуждающие пользователей тратить дополнительные деньги в приложении. Пока сервис наиболее популярен на своей родине – в Японии, а также в соседних странах: Корее, Индонезии, Таиланде, Тайване, однако постепенно становится востребованным и в странах Латинской Америки. Имеет русскоязычную версию, доступную на www.line.me/ru.
Практически все азиатские мессенджеры – продукты, ориентированные изначально на рынок смартфонов. Что неудивительно, учитывая развивающиеся там культ технологий и доступный дешевый мобильный интернет. Самый популярный в Китае мессенджер – WeChat – по количеству пользователей грозиться догнать WhatsApp: 400 млн. клиентов и звание самого активно используемого сервиса для общения в мире по данным агентства GlobalWebIndex. Разработка китайской корпорации Tencent была выпущена в 2011 году, и достаточно быстро завоевала популярность у себя на родине: уже через два года в системе было зарегистрировано 300 млн.пользователей, и только четверть из них – вне самого Китая. Доступен на 20 языках, в том числе на русском.
Мессенджер поддерживает все основные мобильные ОС, для приличия имеет версию для ПК, но даже веб-интерфейс программы требует установки на мобильном телефоне для аутентификации. Интересно, что приложение может работать без интернета, через Bluetooеth, но это в том случае, когда пользователи находятся достаточно близком друг от друга. Зато сообщения не поступают на сервис программы, и переписка получается максимально зашифрованной и защищенной. В 2014 году в Гонконге на презентации была сформирована огромная пользовательская Bluetooеth-сеть WeChat, насчитывающая несколько сотен человек.
WeChat по функционалу не отличается от большинства своих собратьев: программа распространяется бесплатно, пользователям доступен большой набор бесплатных же функций – передача сообщений, данных, аудио- и видеозвонки. Тем не менее, сервис достаточно прибылен за счет продажи игрового контента для встроенной игры и стикеров. Стикеры – как анимированные, так и обычные – используются в азиатских мессенджерах как основа коммуникации, поэтому их доля в платном контенте крайне высока. В большинстве случаев это не просто картинки, выражающие эмоции, а различные надписи и короткие слова, фразы.
Как и LINE, сервис имеет собственную социальную сеть Tencent QQ, а так же интегрирован в Facebook (через который так же доступна авторизация в WeChat и отправка сообщений пользователям мессенджера). Кроме того, и сам мессенджер частично работает как социальная сеть. Есть возможность установить профильный и сетевой статус, разработана система лайков. У каждого пользовательского аккаунта есть свой фото-альбом, на который можно установить настройки приватности, в приложении есть лента фотографий «Моменты», куда клиенты могут добавлять свой контент – предварительно обработанный тут же, в самом мессенджере, при помощи встроенного фоторедактора.
WeChat активно используется как служба знакомств благодаря множеству профильных опций. Например, благодаря функции «встряхнуть», после применения которой устанавливается геолокация пользователя, смартфон показывает, кто в радиусе доступа делает то же самое, а значит, настроен на он-лайн или офф-лайн встречу. Сервис «оглянись» выполняет поиск людей, которые используют приложение рядом, а функция «письмо в бутылке» отправляет сообщение клиента в сеть приложения, после чего оно рандомным образом попадает другому пользователю WeChat.
Несмотря на то, что Южная Корея – один из лидеров по количеству крупных IT-компаний, мессенджер KakaoTalk, который использует 95% населения Кореи, был выпущен небольшой компанией Cacao Corp в марте 2010 года. Сервис доступен на 15 языках, в том числе и на русском, и на начало 2015 года им пользуется примерно 140 млн. человек (правда, большинство – из стран Азии). Регистрация происходит по мобильному номеру.
Пользователям доступны функции передачи сообщений, файлов, аудио- и видеозвонки, одиночные и групповые чаты. В приложении есть опция, позволяющая при звонке менять голос, чтобы разыграть собеседника. Из нехарактерных функций – встроенный органайзер-планер, в котором можно составить расписание планов на день и установить время выполнения задач, о котором приложение извещает звуковым сигналом. Как и остальные азиатские мессенджеры, KakaoTalk во многом прибылен за счет продажи стикеров и смайлов, gif анимации и игровой продукции для встроенных кооперативных игр.
Мессенджер постепенно развивается как социальная сеть: если раньше пользователям были доступны только внутрисетевые статусы, то сейчас есть публичные статусы, возможность делиться разнообразным контентом, фактически вести свой микро-блог. Однако основной упор, как и WeChat, в социальном контенте делается на визуальную составляющую. Пользователи могут собирать личные фотоальбомы, устанавливать на них настройки приватности и делиться фото с другими пользователями, так же обработав их через встроенный фоторедактор.