Meta – корпорация Марка Цукерберга – предположила возможность ухода из стран Евросоюза и закрытия своих соцсетей для населения Европы. Это намерение изложено в отчете, который Meta предоставила американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). Решение связано с новым законом, согласно которому международные компании обязаны осуществлять хранение и обработку данных своих пользователей, проживающих на территории Европы, только на тех серверах, которые территориально расположены в том же регионе. В России существует аналогичный закон, по которому персональные данные жителей страны должны храниться на российских серверах.
На данный момент Facebook обрабатывает данные с помощью серверных мощностей, расположенных в Европе и США, что считает критически важным: обработка пользовательских данных в США позволяет получать больше дохода от рекламного бизнеса. Первоочередным пунктом здесь является рекламный таргетинг – настройка рекламы в соответствии с различными индивидуальными параметрами пользователя: возрастом, полом, и в том числе – с географическим положением. Доходы Meta от рекламы уже ощутимо упали вследствие изменения настроек приватности в устройствах Apple, работающих на iOS и iPadOS: пользователи теперь могут скрывать от приложений свои данные, что мешает настраивать таргетинг. Перенос данных европейских пользователей на локальные площадки может усугубить ситуацию.
В отчете говорится, что в первую очередь отключению европейцев подвергнется Faceboook как популярнейшая соцсеть в мире, но не упоминается, что другие продукты Meta также могут стать недоступными – например, мессенджеры WhatsApp и Facebook Messenger.
Meta, по словам вице-президента по глобальным вопросам и коммуникациям Ника Клегга, считает подобные требования неуместными, так как это фактически означает запрет использования облачных решений. Тем не менее Meta не готова уходить с европейского рынка по собственному желанию, называя принуждением к уходу диктуемые к исполнению нормы.
Также в отчете приведена и ситуация с российским законодательством: с 1 января 2022 года вступил в силу закон о «приземлении», вменяющий крупным зарубежным интернет-компаниям открытие представительств на территории России и регистрацию в Роскомнадзоре, в противном случае им грозят серьезные санкции. Помимо этого, с сентября 2015 года данные российских пользователей иностранных сервисов не должны выходить за пределы России, что несколько лет подряд игнорировалось компаниями, входящими в корпорацию Meta, навлекая тем самым крупные штрафы.
В 2020 году Facebook вследствии нарушения законодательства был под угрозой блокировки, а в октябре 2021 года с Facebook взыскивали штрафы в размере более 20 миллионов рублей за размещение запрещенных в стране материалов
Тем не менее, угроза покинуть в том числе и российский рынок пока не озвучивалась. Напомним, соцсети Meta в России, по статистике StatCounter, занимают второе место по популярности после ВКонтакте (Facebook – 16,63%) и четвертое после YouTube (Instagram – 14,02%).