На портале раскрытия корпоративной информации появилось сообщение о том, что МГТС купила 99% долей подмосковского оператора "Прогтех". Как уточнили ComNews в пресс-службе МГТС, еще 1% получила ее "дочка" "МГТС-Недвижимость". Остальные финансовые подробности сделки в МГТС не раскрывают. По оценке аналитика ГК "Финам" Леонида Делицына, стоимость "Прогтеха" составляет 250 млн руб.
"ЗАО "НПО Прогтех" – ведущий провайдер интернета и фиксированной телефонией в подмосковном городе Жуковский с долей рынка в 60%", – пояснили ценность приобретения в пресс-службе МГТС.
Согласно информации с официального сайта "Прогтеха", оператор связи обслуживает 40 тыс. частных и корпоративных клиентов на территории Московской области (г. Жуковский) и в Краснодарском крае (г. Анапа).
В корпоративном сегменте (B2B) помимо типовых услуг доступа в интернет и телефонии "Прогтех" предоставляет ряд облачных решений (SaaS – Software as a Service), направленных на сокращение расходов на телефонную связь, а также организацию "последней мили". Компания оказывает услуги по организации Wi-Fi сетей, систем видеонаблюдения (СВН) и контроля доступа (СКУД), аутсорсингу локальных корпоративных сетей связи и аппаратной части.
Выход в московскую область является одним из приоритетных направления развития МГТС. Это не первое приобретение оператора в Подмосковье. В апреле 2017 г. МГТС купила ООО "МультиКабельные сети Балашихи" (МКС Балашиха).
Кроме покупок МГТС рассматривает другие варианты экспансии в Подмосковье. Летом текущего года столичный оператор заключил стратегические партнерства с администрациями Реутова и Электростали о начале строительства высокоскоростной сети передачи данных по технологии GPON.
По оценкам аналитика iKS-Consulting Максима Савватина, до покупки "Прогтеха" доля МГТС на рынке ШПД в Жуковском по числу B2C-абонентов составляла 3%. С приобретением она увеличится до 54% (на "Прогтех" приходился 51% рынка и около 20 тыс. абонентов ШПД). Остальные доли основных игроков распределились следующим образом: Zhukovsky.net (проект оператора связи ООО "Телесервис") – 28%, ПАО "Ростелеком" – 7%, ООО "Гигабит-Сервис" ( бренд IP Home) – 6%, ООО "Транком" – 3%, ООО "Цифра Один" – 2% и прочие. Всего, по данным iKS-Consulting, на рынке ШПД в сегменте B2C в Жуковском по итогам 2017 г. было 39 тыс. абонентов.
По подсчетам "ТМТ Консалтинг", на "Прогтех" приходится около 47% рынка ШПД в сегменте B2C. По основным игрокам, представленным в Жуковском статистика "ТМТ Консалтинг" и iKS-Consulting сходится: за "Прогтехом" по числу абонентов следует Zhukovsky.net, а затем "Ростелеком" и несколько небольших местных провайдеров.
Согласно данным J`son & Partners Consulting, "Прогтех" занимает на частном рынке ШПД Жуковского более 60% рынка. Тогда как доля ближайшего конкурента, еще одного местного оператора – вдвое меньше. Остальные игроки имеют совокупную долю в 5%.
Для МГТС рынок Московской области – это естественное направление расширения, полагает Леонид Делицын. "Прогтех" добавит к абонентской базе МГТС 40 тыс. клиентов.
Максим Савватин считает вполне логичной покупку "Прогтеха" МГТС. "В отдаленном от Москвы Жуковском, где у МГТС нет развитой инфраструктуры, проще купить сразу лидера рынка. Строительство собственной сети обойдется МГТС значительно дороже. Тем более, что проникновение в городе достигает 90% и рынок уже поделен между основными игроками", – объясняет аналитик. В ближайшие населенные пункты, граничащие с Москвой, наоборот, столичному МГТС проще протянуть уже существующие линии связи.
В целом аналитик iKS-Consulting видит потенциал для покупок местных операторов федеральными. "Присутствие федеральных операторов, кроме "Ростелекома", в населенных пунктах Московской области относительно низкое, и рынок зачастую поделен между 2-3 локальными игроками. С покупкой крупнейшего локального провайдера можно сразу стать лидером в регионе", – говорит он.
Аналитик "ТМТ Консалтинг" Ирина Якименко обращает внимание на то, что развитие в городах Московской области является одним из важнейших приоритетов МГТС на ближайшие годы. Поэтому она считает вполне вероятными новые покупки. "Рынки крупных городов Мособласти отличаются высоким проникновением и конкуренцией, тем не менее, учитывая строительство и ввод нового жилья, а также востребованность услуги в частном секторе, для операторов есть возможности для роста и развития", – говорит она.
Леонид Делицын напоминает, что Московская область продолжает строить многоквартирные комплексы, и, вероятно, станет одним из первых регионов, где получат распространение "умные дома". Поэтому пренебрегать ей телекомы не могут, говорит он.
Директор департамента телекоммуникационных услуг J`son & Partners Consulting Кирилл Кучеров отмечает, что рынок услуг связи для частных лиц Московской области приблизительно в 2,5 раза меньше столичного рынка. Однако проникновение услуг фиксированного ШПД на нем – в два раза меньше. Это означает, что сам рынок пока не поделен между несколькими крупными игроками, как в Москве. Отсюда специалист J`son & Partners Consulting делает вывод, что рынок ШПД Подмосковья достаточно емкий и привлекательный.
Анна Устинова