Напомним, что в своем проекте доклада президенту РФ по вопросу приоритета российского программного обеспечения и оборудования при осуществлении закупок Минэкономики предлагает запретить использование иностранного ПО и оборудования в корпоративных, государственных и муниципальных информационных системах, если есть отечественные аналоги. В госорганах Минэкономики предлагает ввести полный запрет на использование иностранных систем электронного документооборота, бухгалтерских и кадровых. Ограничение на госзакупки предложено распространить не только на прямое приобретение ПО, но и на закупку работ, услуг по созданию, обслуживание информационных систем, а также на аренду софта. Более того, при наличии отечественных аналогов госорганам предлагается запретить закупки иностранной вычислительной техники, серверов и т. д. Об этом писала, например, газета «КоммерсантЪ» (см. новость раздела «Регулирование» от 12 мая 2016 г.).
Данные предложения были сформулированы во исполнение поручения президента Владимира Путина по итогам встречи с участниками форума «Интернет Экономика», которое должно быть выполнено к 1 июня текущего года, поясняет «Интерфакс» (см. новость раздела «Регулирование» от 11 мая 2016 г.). О предложениях Минэкономики уже проинформированы премьер-министр РФ Дмитрий Медведев и председатель совета ИРИ, советник президента РФ Герман Клименко, у которого, как пишет «Ъ» в вышеупомянутом материале, принципиальных возражений не возникло. В Минкомсвязи также уже приступили к рассмотрению проекта доклада Минэкономики.
Напомним также, что эти предложения являются продолжением уже начатой работы. С 1 января 2016 года государственные заказчики обязаны ограничить закупки ПО для государственных и муниципальных нужд программным обеспечением, включенным в Единый реестр российского ПО (кроме случаев, когда ПО с необходимыми функциональными, техническими и эксплуатационными характеристиками в Реестре отсутствует). На сегодняшний день в Реестре зарегистрировано уже 730 программных продуктов, более 1000 продуктов еще ждут своей очереди на включение в реестр. Около 350 решений относятся к системам управления процессами организации – это разработки компаний «1С», «Галактика», «Диджитал дизайн», «БОСС. Кадровые системы», «Электронные офисные системы» и другие. Из отечественных разработчиков систем ЕСМ/CЭД по числу зарегистрированных в Реестре решений лидирует компания ЭОС (см. новость раздела «ЭОС» от 19 апреля 2016 г.), также в Реестр включены разработки компаний «Логика бизнеса», Directum (см. новость раздела «ЕСМ» от 13 апреля 2016 г.), «ДоксВижн» (см. новость раздела «ЕСМ» от 29 февраля 2016 г.), «Этлас-Софт» (см. новость раздела «ЕСМ» от 14 апреля 2016 г.), «Тезис» (см. новость раздела «ЕСМ» от 18 апреля 2016 г.), NAUMEN (см. новость раздела «ЕСМ» от 11 мая 2016 г.).
По числу зарегистрированных в Реестре решений лидирует компания ЭОС
Однако, по словам руководителя Экспертного центра электронного государства Павла Хилова, реестр отечественного ПО работает слабо: отсутствует практический контроль за выполнением запрета на закупку иностранного ПО и отсутствуют механизмы воздействия на тех, кто нарушает постановление правительства. По его данным, 85 % российских компаний не предоставляют обоснований, почему они приобрели зарубежное ПО; 10 % компаний пишут формальные обоснования, где нет сравнения характеристик закупаемого софта. И только 5 % действительно подробно обосновывают, с чем было связано приобретение зарубежного ПО (см. новость раздела «Регулирование» от 27 апреля 2016 г.). По данным Минэкономразвития, в 2015 году российские госорганы в рамках государственных и муниципальных закупок приобрели программное обеспечение на 93,9 млрд рублей, причем 77 % этой суммы госсектор потратил на приобретение иностранного софта, хотя количество контрактов на покупку российского ПО в прошлом году выросло почти вдвое по сравнению с 2014 годом (см. новость раздела «ПО» от 5 мая 2016 г.).
В своих комментариях ICT-Online.ru игроки рынка все же дают оптимистичные оценки законодательным инициативам, регулирующим закупки ПО. «Наполнение Реестра отечественного ПО идет вполне успешно – в реестре уже более 700 продуктов, причем больше половины из них были зарегистрированы в апреле-мае текущего года. С точки зрения стратегии поддержки отечественной ИТ-отрасли, ограничение госзакупок иностранной вычислительной техники, серверного оборудования и телекоммуникационных систем является логичным следующим шагом после введения аналогичных ограничений на государственные закупки иностранного ПО. Такое развитие вопроса вполне актуально, но требует внимательной проработки критериев, что, на мой взгляд, нельзя делать в спешке. Я бы назвал конец текущего – начало следующего года разумным сроком для вступления в силу подобных нововведений», - говорит директор по развитию FTS Russia Светлин Савов.
Директор по развитию FTS Russia Светлин Савов
«Процесс наполнения Реестра идет сравнительно успешно. Присутствуют определенные замечания, но сообщество и государство продуктивно работает над их устранением. Дальнейшее развитие вопроса актуально, однако введение в действие законопроекта по нашей оценке лучше сделать к 1 сентября текущего года», - отмечает генеральный директор компании «Логика бизнеса» (ГК «АйТи») Виктор Вайнштейн.
Генеральный директор компании «Логика бизнеса» (ГК «АйТи») Виктор Вайнштейн
«Переход на российские СЭД и другие системы прикладного уровня в госорганах теоретически вполне возможен уже в ближайшее время. Процент использования отечественного ПО - как уже вошедшего в Реестр, так и того, которому ничто не мешает в него войти в ближайшее время - уже сегодня достаточно высок. Исключения – это госорганы, использующие ECM-платформы и прикладные системы западного производства. Они, конечно, попадают в сложную ситуацию, ведь перевод системы с одной платформы на другую - довольно затратное мероприятие. Однако если система прослужила долго, и ее решили поменять, то перевод на другую платформу, скорее всего, будет не сильно дороже, чем перевод на существенно более новую версию платформы текущей. Так что при разумной формулировке условий такого перевода и эти группы потребителей не сильно проиграют, особенно с учетом существенной диспропорции в ценах между отечественным и западным ПО, которая сложилась в данный момент. Возможно, им самим стоит поторопиться с подобным решением», - комментирует президент «ДоксВижн» Владимир Андреев.
Единый реестр российского ПО
По мнению руководителя департамента проектных решений Cognitive Technologies Андрея Буренкова, сегодня любые меры, направленные на поддержку отечественных разработчиков ИТ, безусловно, эффективны, поскольку рынок до недавнего времени был по сути монополизирован зарубежными компаниями. Но процесс импортозамещения не может произойти одномоментно. «В этом смысле, первая версия закона о поддержке российских разработчиков ПО, принятая летом 2015 года распространялась только на продажу лицензий, что затрагивает интересы не более 30 % рынка. В результате его большая доля – сектор выполнения проектов на заказ – оставался вне господдержки. Поэтому скорость наполнения реестра лицензионного ПО не является столь глобальной задачей. Мы, в рамках работы Комиссии ГД РФ по развитию стратегических информационных систем, еще в прошлом году подготовили соответствующие поправки к законопроекту о поддержке отечественных разработчиков ПО, расширяющие его действие и на заказные, проектные разработки. И инициатива правительства полностью соответствует этому тренду. Что касается сроков перехода на отечественные решения, то учитывая высокий уровень противодействия процессу импортозамещения со стороны «заинтересованных» западными компаниями чиновников, засилья на рынке зарубежных разработчиков и их продуктов, а также устоявшегося в головах жителей страны «на западе программы лучше» не стоит ожидать чрезмерно скорого результата. Но, с другой стороны, учитывая, что в решении вопроса импортозамещения есть жесткая воля руководства государства, вряд ли он будет сильно затягиваться. Можно предположить, что все законодательно удастся решить до конца года, а реально исполнить в течение последующих одного-двух лет. Самая большая сейчас битва в умах людей. Пользователи должны начать понимать, что отечественные продукты ничем не хуже западных аналогов. Должна побеждать не сила имени/бренда, а реальное качество, скорость, эффективность», - отмечает Андрей Буренков.
Руководитель департамента проектных решений Cognitive Technologies Андрей Буренков
«С одной стороны, любые законодательные моратории делают наши продукты менее конкурентоспособными на внешних рынках, тем самым отодвигая возможность развития рыночной экономики. Но с другой стороны, государство ограничивает выбор поставщиков только для госструктур; в результате мы получаем некую поддержку от государства для развития собственных технологий, за счет чего получаем возможность конкурировать с иностранными производителями на корпоративном рынке. При этом важно избежать появления карманных компаний-монополистов, создающих не масштабируемое и дорогое в обслуживании ПО, не применимое для использования в других областях, которое не выйдет в большой тираж никогда. Заполнение Реестра отечественного ПО мы оцениваем высоко; это напрямую зависит от вендора решений, все наши профилирующие продукты в реестр включены: «1С:Документооборот» – отечественная СЭД от производителя фирмы «1С» и «Битрикс24» – информационная система корпоративный портал», - комментирует директор «1С-КПД» Наталия Бурцева.
Директор «1С-КПД» Наталия Бурцева
Иначе обстоит дело с инфраструктурным ПО (операционными системами, базами данных, средствами управления сетями и офисным ПО). «Здесь все гораздо сложнее, поскольку пока нет достаточно адекватной замены западным аналогам, а прикладное отечественное ПО пока тоже ориентируется на западное инфраструктурное ПО. Потребуются годы для формирования адекватного предложения, формирования кадрового резерва, перевода прикладного ПО на эти новые платформы. Очень важны правильно сформулированные критерии запретов. В противном случае может сложиться ненормальная и абсолютно неконкурентная ситуация, в которой будут выигрывать слабые продукты, но соответствующие формальным требованиям. Еще сложнее дело обстоит с крупными госкорпорациями, которые не только используют западное инфраструктурное ПО, но и сделали огромные инвестиции в Западное прикладное, от которого они сейчас не в состоянии отказаться. Для решения этой проблемы нужны очень выверенные программы с гос. участием, рассчитанные на долгие годы. То же касается и аппаратных платформ. Эта задача пока представляется слабо реалистичной, даже при наличии выверенной программы и понимании всех сложностей. Другое дело, что в отдельных отраслях, например, в задачах гос. безопасности, придется идти на эти меры, невзирая на снижение качества и существенное увеличение издержек. Нам представляется, что до полной замены оборудования и всего стека ПО на российские аналоги нам очень далеко, даже если мы твердо решим идти по этому пути», - рассуждает Владимир Андреев.
Президент компании «ДоксВижн» Владимир Андреев
При этом спикеры отмечают, что в части СЭД в силу специфики процессов в большинстве госструктур и госкомпаний уже и так работают отечественные системы. «Поскольку отечественные СЭД и так доминируют, «кусок» рынка, который перейдет к отечественным производителям СЭД в случае принятия нового закона, не окажется очень большим. По бухгалтерским и кадровым системам импортозамещение вполне реально. Есть вопросы по системам поддержки производства в госкомпаниях, над этим еще придется поработать. Сейчас наша компания готова закрыть своими решениями все возможные потребности госсзаказчиков в части ECM. По моему мнению, зарубежных решений в области СЭД, которые пока что не могут быть заменены никакими существующими отечественными аналогами, нет. Но надо понимать, что есть решения, а есть платформы и системные компоненты, на которых могут быть построены отечественные решения. Для замещения всех системных компонент потребуется довольно много времени и инвестиций», - считает, например, Виктор Вайнштейн.
Аналогичного мнения придерживается Светлин Савов: «В госструктурах и госкомпаниях и так преобладают отечественные СЭД, бухгалтерские и кадровые системы (за исключением отдельных случаев использования программ зарубежных производителей типа SAP, Microsoft или Documentum), поэтому вряд ли можно говорить о каком-то значительном перераспределении рынка в случае принятия ограничивающего закона. Работа с госзаказчиками пока не являлась приоритетным направлением деятельности нашей компании, тем не менее, мы способны предложить ИТ-решения, отвечающие их специфическим потребностям. Зарубежные решения в области СЭД, которые не могли бы быть заменены отечественными аналогами мне, по крайней мере, неизвестны».
Андрей Буренков прогнозирует, что благодаря предлагаемым мерам поддержки на рынке сейчас будет появляться все больше крупных проектов внедрения российских систем. «Западные разработчики заполучили многих крупнейших клиентов на нашем рынке в первые 10-15 лет становления российского рынка СЭД. Буквально до последнего времени они контролировали не менее 40 % этого рынка в денежном выражении. Самая большая доля рынка приходилась на решения, разработанные на базе платформы IBM Lotus и других проприетарных решений компаний плеяды IBM, Oracle, SAP. Учитывая, что общий объем рынка СЭД в России по разным оценкам составляет около 38 млрд рублей, предельный объем рынка СЭД, который может быть освоен в результате реализации программы импортозамещения, оценивается в порядка 15 млрд. рублей», - говорит спикер.
«Cognitive Technologies готова полностью закрыть потребность госзаказчиков в продуктах СЭД. Более того, по ряду критериев в части простоты освоения, быстродействия, соотношения цена/качество, адаптация под конкретного заказчика и т.д., наша система «Е1 Евфрат» более предпочтительна по сравнению с решениями западных компаний. В последние полгода у нас на 10-15 % увеличилось количество переходов заказчиков с западных платформ, включая и известных разработчиков ERP, на «Е1 Евфрат». Многие руководители российских компаний сейчас начинают искать «то, что реально работает в бизнесе» и приятно удивляются, когда оперативно находят российский аналог по гораздо меньшей цене. А в нем ещё и приятные бонусы, которых нет у западных программ. Например, у нас в мобильной версии реализован механизм принятия решения на основе искусственного интеллекта. До 40 % рутинных согласований осуществляется автоматически. Это наше дополнительное иустойчивое конкурентное преимущество. Что касается отечественных аналогов западным решениям в сегменте СЭД, то в России сегодня нет ни одного западного продукта, который нельзя было бы заменить на отечественный или свободное ПО. Все российские разработки до недавнего времени оставались в тени из-за мощного лобби западных вендоров, многие представители которых отстаивают свои интересы на уровне правительственных площадок», - продолжает Андрей Буренков.
«Сам курс перехода на отечественное ПО взят давно, поэтому объем наличия отечественных программ в госструктурах растет. Точно определить нельзя: в разных классах систем разный объем поглощения рынка. На наш взгляд, все учетные решения, СЭД, PDM, CRM, Интернет и Интранет-системы широко представлены на нашем рынке, а вот в сегментах баз данных, операционных систем сложно указать надежных аналогичных представителей наших разработчиков. В части данной законодательной инициативы нам есть что представить, наши решения для государственных учреждений представлены продуктами фирмы «1С»: «1С:Документооборот государственных учреждений», и линейкой продуктов «1С-Битрикс»: «1С-Битрикс: Внутренний портал государственной организации», «1С-Битрикс: Официальный сайт государственной организации», «1С-Битрикс: Портал открытых данных». Все эти решения существуют на рынке более трех лет, имеют успешные опыты внедрений и положительные отзывы от заказчиков», - сообщает Наталия Бурцева.
«В области СЭД решить проблему импортозамещения проще всего: есть вполне конкурентоспособные платформы отечественного производства, уже давно доказавшие свою конкурентоспособность. Более того, думаю, что процесс вытеснения западных СЭД – это объективный процесс, который несколько усилится с появлением соответствующих документов. Мы готовы участвовать в этом процессе, для нас это не ново, ведь Docsvision уже не первый год ведет проекты по миграции с западных систем первого эшелона. В области собственно СЭД и Capturing никаких проблем не возникнет. Для комплексного решения задачи документооборота нам потребуется разве что адекватный российский офисный пакет, которого пока нет, но есть перспективные разработки, которые вполне могут быть доведены до нужного состояния в течение пары лет. Мы сейчас активно сотрудничаем с ними, чтобы помочь им правильно сформулировать требования для реализации необходимых для интеграции с СЭД функций. А решение проблемы прикладного ПО, средств разработки и аппаратных платформ – это совсем другая история», - резюмирует Владимир Андреев.