Миллиарды для нового фонда
Ввести отдельный налог с продаж лицензий на программное обеспечение Никифоров предложил в сентябре. И практически сразу в министерстве эту идею похоронили, сообщил министр во вторник, 28 октября. «Введение отдельного сбора – это достаточно неэффективно, это сложно администрировать, это просто усложняет условия ведения бизнеса в нашей стране, и нужно использовать все действующие механизмы», – процитировал чиновника ТАСС.
Действующий механизм – это НДС, который составляет в России 18% цены софта, пояснил Никифоров. Сейчас продавцы программ НДС не платят в рамках льготного режима, но его могут отменить: «Этот вопрос находится в стадии согласования, здесь не должно быть каких‑то резких движений».
Ранее Минкомсвязи поясняло, что дополнительное финансирование необходимо для поддержки российских разработок по импортозамещению иностранных программ. Во вторник Никифоров уточнил, какие именно программы нужно заменить: системы управления базами данных, операционные системы в смартфонах и планшетах, серверные операционные системы, геоинформационные системы, программы документооборота и электронной почты, системы проведения аудио- и видеоконференций и традиционные офисные приложения.
Когда Минкомсвязи обсуждало отраслевой налог, подразумевалось, что деньги будут поступать в специальный фонд: по словам Никифорова, за 10 лет таким образом можно было бы привлечь 100–120 млрд руб. Фонд, по замыслу министерства, распределял бы эти средства среди российских проектов – в обмен на блокпакет в них.
Разработчики против госучастия
Предложения Никифорова раскритиковали многие разработчики. Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) еще в воскресенье, 26 октября, опубликовала на своем сайте открытое письмо, в котором утверждала, что спецналог приведет к повышению цен на софт и снизит привлекательность российской юрисдикции по сравнению с Индией или Казахстаном. К тому же результату приведет и отмена льготы по НДС, считают в АПКИТ.
Разработки своей операционной системы или системы управления базами обречены на провал потому, что их нельзя будет продать на мировых рынках, – ни в США, ни в Китае их не купят, рассказывал недавно РБК основатель и гендиректор компании Acronis Сергей Белоусов. Он считает, что развивать нужно те направления, в которых у России уже есть сильные проекты, – например поиск в интернете или антивирусные программы. «Важно выбрать направления, где есть какой‑то задел, – разгонять надо то, что уже едет», – заявил Белоусов.
Разработка софта требует значительных инвестиций, основная статья расходов – зарплаты разработчиков, оплата их труда в последние годы стабильно росла, делится гендиректор InfoWatch Наталья Касперская. По ее словам, отменить льготы по НДС – значит «стрелять софтверным компаниям по коленям». Касперская вспоминает, как чиновники осознали сложность и ресурсоемкость разработки программного обеспечения и захотели поддержать отрасль: «Отмена льгот возвращает нас в ситуацию семилетней давности».
У многих иностранных разработок есть аналоги, отмечает гендиректор компании Develonica Александр Рубанов. Например, система автоматизации управления предприятием 1С обошла по продажам в России Microsoft и Oracle и уступает только немецкой SAP. Антивирус «Лаборатории Касперского» умудрился попасть на прилавки магазинов во всем мире – от Японии до США, мировую известность также получила система автоматизированного проектирования (САПР) «Компас». Но в целом покупатели не спешат выбирать российское – госкомпаниям нужно долго согласовывать смену поставщика, а частный бизнес не уверен в преимуществах этих разработок, резюмирует Рубанов.
Роман Дорохов, Ирина Юзбекова