Занимавший тогда пост премьера Владимир Путин подписал соответствующий документ 5 мая. Распоряжение правительства предусматривает схему взаимодействия операторов и ведомств, аналогичную модели финансирования трассы «Амур». Как и в предыдущем случае частно-государственного партнерства, операторам помогут Минэнерго и Минтранс, а также Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы и Российские железные дороги. Минтранс поучаствует в проектировании и строительстве подъездных путей к базовым станциям (БС) и поможет в доставке оборудования к объектам. Минэнерго предстоит обеспечить строящиеся объекты связи электроэнергией по постоянной схеме в срок до ноября 2013 года.
Операторы еще не подсчитали расходы на покрытие федеральных трасс, говорит источник РБК daily на телекоммуникационном рынке. Компании должны отправить свои расчеты по строительству сетей в Минкомсвязи до середины июня, а оттуда их перенаправят в профильные министерства, поясняет собеседник.
«Полугодовой опыт коммерческой эксплуатации БС, построенных в рамках проекта «Амур», показал, что доходность данных БС более чем в пять раз меньше доходности других (коммерческих) БС, работающих в населенных пунктах этого же региона», — комментирует представитель «МегаФона» Дмитрий Смиркин. Понесенные затраты операторов (в том числе с учетом частичной компенсации за счет субсидий) могут быть покрыты не ранее чем через 30 лет, говорит он. Оператор предлагает привлечь средства фонда универсальной услуги связи, сформированного за счет ежегодных отчислений всех операторов связи. Это позволит равномерно распределить финансовую нагрузку между всеми участниками телекоммуникационного рынка, считают в компании. «Было бы разумным задействовать в проекте и средства фонда универсальной услуги, а также вовлечь в этот проект всех операторов, предоставляющих услуги подвижной связи на территории страны», — комментирует представитель «ВымпелКома» Анна Айбашева.
«Вместо целевого финансирования, которое применялось на трассе «Амур», в рамках федерального проекта логично использовать средства фонда универсальных услуг. Сейчас отчисления операторов в этот фонд уходят на обеспечение связью небольших населенных пунктов, где сильно ограничен круг потенциальных абонентов», — соглашается директор по развитию «Коминфо Консалтинг» Евгений Соломатин. Эффективность строительства сетей 3G вдоль трассы «Амур» и других автомагистралей оценить сложно, отмечает он. По оценкам эксперта, срок окупаемости первой трассы растянется до 20 лет.
«Регулятор и операторы обсуждают несколько вариантов сотрудничества в рамках этого проекта — совместное строительство отдельных участков покрытия, обмен инфраструктурой и пр. Объем инвестиций будет зависеть от формата реализации проекта», — комментирует представитель МТС Валерия Кузьменко. В числе приоритетных транспортных направлений МТС называет Дальний Восток и Восточную Сибирь. Около 20% всех новых базовых станций оператор устанавливает вдоль дорог.
Прошлый проект по покрытию федеральной трассы превзошел расчетную сумму 4 млрд руб., как не раз говорили операторы. На строительство мобильных сетей вдоль магистрали Чита — Хабаровск государство тогда выделило 2 млрд руб. Предполагалось, что столько же инвестируют сами операторы. Глава Минкомсвязи Игорь Щеголев тогда говорил, что опыт частно-государственного партнерства, возможно, распространится и на другие федеральные магистрали.
Анастасия Фомичева