Поправки к закону "О связи" разработаны Минкомсвязи в соответствии с распоряжением правительства РФ N734 от 26 апреля, в том числе для того, чтобы сократить избыточное регулирование в сфере связи. Теперь законопроект предстоит согласовать с ФАС, Минфином, Роскомнадзором, Минэкономики и Минюстом, уточняют в Минкомсвязи.
Сейчас частоты распределяются либо по заявкам, либо на торгах, если ресурс в данном диапазоне признан ограниченным. К таковому относятся наиболее привлекательные частоты 2G, 3G и 4G. Последние несколько лет такие частоты распределялись на конкурсах, критерии которых часто вызывают критику со стороны операторов. Необходимы аукционы, предлагает Минкомсвязи. Это увеличит поступления в бюджет, хотя конверсия частот для торгов потребует значительных средств. Поэтому, говорится в поправках, можно задействовать механизмы частно-государственного партнерства.
За переход на аукционную систему распределения частот неоднократно высказывался четвертый по количеству абонентов сотовый оператор Tele2, ссылаясь на иностранный опыт. В частности, в прошлом году распределение частот для 4G на аукционах принесло властям Индии $11,7 млрд, а Германии — €4,4 млрд.
В России очередное распределение частот для 4G планируется проводить в форме конкурсов по рекомендации "большой тройки" и "Ростелекома". Расчистка частот для аукциона требовала многомиллиардных затрат из бюджета, а для использования частного финансирования в законодательстве не было механизмов, гарантировавших его возврат, настаивали они.
Второе важное предложение — разрешить операторам обмениваться частотами: сейчас порядок законной передачи права на использование частот от одной компании другой в законодательстве не описан. Это "породило многоступенчатые схемы отчуждения прав на использование радиочастотного спектра без участия регулятора", говорится в законопроекте.
Кроме того, необходима возможность досрочного прекращения разрешений на использование частот. Но при этом оператору должны предоставить взамен ресурс в другом диапазоне или компенсировать деньгами упущенную выгоду. В сентябре Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) одобрила план внедрения в России LTE (4G), по которому ряд компаний, в том числе "дочки" АФК "Система", должны отдать имеющийся у них ресурс 2,5-2,7 ГГц победителям конкурсов LTE и получить взамен частоты в другой части диапазона. Однако "Система" потребовала компенсацию в размере 1,5 млрд руб. Если будущие победители конкурсов на LTE добровольно не оплатят эту сумму, строительство сетей в Москве будет невозможно.
Поправками предлагается ввести вместо разрешительного уведомительный порядок для регистрации радиоэлектронных средств (РЭС; например, базовых станций), но одновременно ужесточить наказание за нарушение порядка ввода их в эксплуатацию, в том числе ввести оборотные штрафы и повысить административные. С 2009 года по первое полугодие 2011 года Роскомнадзор выдал более 50 тыс. предписаний по устранению нарушений эксплуатации РЭС, но суды вынесли всего 953 постановления о привлечении к административной ответственности операторов за такие нарушения.
"Большая тройка" поправки в целом поддерживает. "Но ряд положений требует более детальной проработки. Например, не определена процедура уведомительного порядка регистрации базовых станций",— говорит пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко. У "Вымпелкома" претензии к предложению, согласно которому разрешение на использование частот выдается в течение десяти рабочих дней после объявления результатов конкурсов или подтверждения поступления денежных средств от победителя. "При существующей ситуации с загрузкой спектра полноценное разрешение не может быть выдано в такой срок, оно может действовать только в отношении полностью свободного спектра",— отмечает пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева.
Менеджер одного из операторов обращает внимание, что в текущей версии поправок прописано, что переоформление разрешения на использование частот, полученных по результатам конкурсов, возможно только в случае выполнения всех лицензионных условий. "Но большая часть лицензий получена компаниями в результате конкурсов, то есть на практике это закрывает даже ту возможность передачи лицензий, которая есть сейчас — при покупке владеющих ими компаний",— поясняет собеседник "Ъ".
Анна Балашова