Государственное АО «ГЛОНАСС» не будет передано в ведение Минпромторга, а останется под патронажем Министерства транспорта РФ. Такое решение было принято на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина 27 сентября. Причина — Минпромторг вовремя не смог согласовать с Минфином схему финансирования АО «ГЛОНАСС».
Решение не передавать АО «ГЛОНАСС» в ведение Минпромторга отражено в протоколе совещания у Дмитрия Рогозина.
«Признать нецелесообразной дальнейшую подготовку проекта акта правительства РФ по определению Минпромторга России в качестве федерального органа исполнительной власти, ответственного за эксплуатацию, модернизацию и развитие системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и выработку предложений по осуществлению прав акционера АО «ГЛОНАСС», — говорится в документе. — Минтрансу России в суточный срок представить предложения по обеспечению финансирования мероприятий, связанных с функционированием, внедрением и развитием системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в 2017–2019 годах».
В Минпромторге не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.
В Минтрансе заверили, что выполнят распоряжение изыскать средства на содержание компании и системы «ЭРА-ГЛОНАСС» — деньги придется снять с других направлений, так как проект федерального бюджета на следующий год не предусматривает соответствующих затрат.
АО «ГЛОНАСС» обслуживает систему экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», работающую с начала прошлого года. С начала 2020 года терминалы ЭРА будут обязательными для всех новых автомобилей, выпускаемых в обращение на территории стран Таможенного союза.
Решение о передаче АО «ГЛОНАСС» в ведение Минпромторга было принято в ноябре 2015 года по результатам межведомственного совещания у Дмитрия Рогозина. Основанием для принятия такого решения стали перспективы развития самой компании, предметно связанные со сферой Минпромторга, который занимается как автомобилестроением, так и приборостроением. Один из членов совета директоров АО «ГЛОНАСС» на условиях анонимности пояснил «Известиям», что сам глава Минтранса Максим Соколов выступал за передачу АО «ГЛОНАСС» в ведение Минпромторга.
— По сути, Минтранс деятельность АО «ГЛОНАСС» не контролирует — глава компании назначается правительством, контрольный пакет акций вскоре должен достаться «Ростеху» и в такой конфигурации единственной реализуемой функцией Минтранса в отношении АО «ГЛОНАСС» остается поиск денег, — говорит собеседник «Известий». — Понятно, почему такая роль Соколова не устраивала. Но и в Минпромторге не были в восторге от перспектив кураторства АО «ГЛОНАСС», потому что в своем нынешнем виде это скорее нагрузка, чем обретение каких-либо дополнительных возможностей. Именно поэтому в Минпромторге не спешили согласовывать с Минфином вопросы финансирования компании и в результате так и не смогли этого сделать.
Перспективы АО «ГЛОНАСС» оказались неопределенными после того, как дата обязательного оснащения всех новых авто терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС» была сдвинута с 2017 на 2020 год. В сентябре 2015 года совет директоров АО «ГЛОНАСС» утвердил концепцию стратегии развития компании, в соответствии с которой АО собирается стать коммерческим оператором телематических сервисов и уже с 2019 года самостоятельно зарабатывать на жизнь, не получая денег из бюджета (сейчас содержание «ЭРА-ГЛОНАСС» полностью финансирует государство). Но эти планы основывались на предположении, что устройства станут обязательными (читай, массовыми) уже в 2017 году. С этими вводными в Высшей школе экономики был заказан бизнес-план развития компании. Теперь вся концепция под сомнением, потому что никто не сможет сказать, сколько авто с «ЭРА-ГЛОНАСС» на борту будут ездить по дорогам России в 2017, 2018, 2019 годах. Парк таких машин, безусловно, будет расти, поскольку некоторые производители, среди которых Mercedes и Bentley, уже оснастили некоторые модели устройствами «ЭРА-ГЛОНАСС». Но в любом случае обязательное оснащение всех авто и добровольная комплектация отдельных моделей — это две совершенно разные ситуации.
В АО «ГЛОНАСС» считают обоснованным сохранение за Минтрансом статуса курирующего федерального органа исполнительной власти.
— В настоящее время более 80% применений навигационных технологий находится в сфере транспорта, — заявили «Известиям» в АО «ГЛОНАСС». — Перед нами поставлена задача создания новых технологий гражданского назначения с использованием технологий ГЛОНАСС, расширение количества услуг, предоставляемых с использованием системы, повышение их качества. Решение указанных задач напрямую связано со сферой транспорта. Для достижения поставленных целей необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, разработка которой находится в ведении Минтранса.
Иван Чеберко