Проект соответствующего приказа опубликован на Едином портале раскрытия информации. Как сообщается в пояснительной записке к документу, изменения в критерии, прописанные в приказе Минпромторга и Минэкономразвития от 10 августа 2013 г. № 1032/397, необходимо внести "в связи со сложностью поиска отечественных аналогов комплектующих и материалов".
Главный интерес в проекте представляет формула расчета параметров, по которым определяется "российскость" оборудования. Если по старой формуле для того, чтобы базовая станция сотовой сети или сети LTE считалась имеющей российское происхождение, в нашей стране должно было быть произведено не менее 80% материальных и трудовых затрат по каждой основной технологической операции производства, то по новой формуле, при прочих равных, достаточно 55% затрат. Сходную картину можно увидеть и для других видов телекоммуникационного оборудования.
Понятие "телекоммуникационное оборудование, произведенное на территории Российской Федерации, которому может быть присвоен статус оборудования российского происхождения" появилось согласно распоряжению правительства №858-р от 31 мая 2010 г. Ранее в законодательстве уже существовало понятие "радиоэлектронные средства отечественного производства", то есть изготовленные в России. При этом, согласно упомянутому приказу Минпромторга и Минэкономразвития, не каждому РЭС отечественного производства может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения. Оборудование должно соответствовать ряду требований – например, не менее 50% капитала производителя должны владеть российские компании.
Из-за таких ограничений "Ростелеком", выигравший конкурс на частоты 2,3-2,4 ГГц, до сих пор не начал строить сети. "В лицензии прямо указано, что сети должны строиться на оборудовании отечественного производства, - пояснял ComNews представитель пресс-службы компании. – Поскольку в настоящее время такое оборудование отсутствует, "Ростелеком" не может начать строительство сетей".
Другой победитель тендера, "Вайнах Телеком", построил сеть на оборудовании томского ООО "Центр беспроводных технологий" (ЦБТ), однако ее запуск затянулся на три месяца. В феврале ЦБТ пытался пройти экспертный совет при Минпромторге, но потерпел неудачу: фирма представила список из трех компаний, которые ей владеют, но при этом не указала, кто является конечным бенефициаром. 50% ЦБТ принадлежало частному ООО "Нокиа Сименс Нетворкс Би.Ви.", 25% - ООО "Нокия Сименс Нетворкс" (на 100% принадлежит ООО "Нокиа Сименс Нетворкс Би.Ви."), еще 25% - российскому ЗАО "НПФ "Микран".
В начале июля в капитал ЦБТ вошло ОАО "Роснано", купившее 25% предприятия, а в середине августа сделка была закрыта. Однако Nokia Solutions and Networks до сих пор не подала заявку в Минпромторг, так как не получила всех документов, сообщила вчера ComNews ее представитель Ирина Бизяева.
Тем не менее в конце августа управление Роскомнадзора по Чеченской Республике разрешило "Вайнах Телекому" ввести в коммерческую эксплуатацию сеть мобильной связи четвертого поколения на частотах 2,3-2,4 ГГц. Разрешению предшествовало письмо Минкомсвязи о том, что ведомство не видит препятствий для начала работы сети. Регулятор учел и "факт исключительной социальной значимости сети "Вайнах Телекома", и то, что инвестиции в сеть уже сделаны, причем оборудование приобретено на кредитные деньги.
В результате Минкомсвязи признало, что продукцию ЦБТ можно считать соответствующей статусу "РЭС отечественного производства", а получать в Минпромторге статус "телекоммуникационное оборудование российского происхождения" необязательно. Параллельно 3 сентября Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) смягчила свои решения, также препятствовавшие запуску сети.
Даниил Сидоров