О проекте стратегии рассказал Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Приоритетными направлениями для отрасли станут кадры, научно-техническое развитие, средства производства, управление, кооперация, отраслевые стандарты, отраслевая информационная среда, капитализация, рынки и продукты, финансовое обеспечение и инвестиционная привлекательность.
По словам Дениса Мантурова, развитие электронной промышленности в период до 2030 года будет вносить свой вклад в осуществление практически всех национальных проектов, обеспечение безопасности и развития страны.
Одна из основных задач при этом заключается в формировании институтов, которые стимулируют развитие сотрудничества и достижение стратегических целей. Это центры технологических компетенций, "отраслевые чемпионы", сеть дизайн-центров, центры коллективного проектирования, производственные консорциумы и стратегические альянсы. Минпромторг России будет мотивировать их включаться в создаваемые кооперационные цепочки.
Стратегия предусматривает этапа, на каждом из которых делается акцент на освоение перспективных рынков гражданской продукции. Внимание будет уделяться созданию технологического задела для производства продуктов и их вывода на рынки. На первом этапе, в нынешнем и следующем году основное внимание будет уделено традиционным рынкам, таким как телекоммуникационное и навигационное оборудование, вычислительная техника, включая системы хранения данных, автоэлектроника, системы автоматизации. На втором этапе – с 2021 по 2024 годы планируется охватить новые рынки, среди них - интеллектуальная энергетика, телемедицина, беспилотная авиация, интернет вещей и связь 5G. С 2025 года необходимо будет сфокусироваться на прорывных направлениях, связанных с робототехникой, искусственным интеллектом, всеми видами беспилотного транспорта, нейротехнологиями и квантовыми вычислениями.
Министр отметил, что государство на обозримый период сохранит роль основного стимула инноваций в отрасли, развивая промышленную экосистему, формируя заказ и развивая спрос на продукцию и технологии в перспективных технологических нишах. "Государство обеспечит защиту внутреннего рынка, а также развитие отрасли через имеющиеся инструменты: прямой госзаказ, субсидии, налоговые льготы и прямую финансовую поддержку, в том числе через программы институтов развития, венчурное финансирование, гранты", – подчеркнул Денис Мантуров.
Особое внимание будет уделяться поддержке инвестиционных проектов, способствующих повышению уровня локализации производства и увеличению объема экспорта. "Конечно, одна из главных задач – создать условия для реализации новых проектов и сделать отрасль привлекательной для инвесторов", - добавил Денис Мантуров.
Директор по взаимодействию с ОГВ GS Group Сергй Долгопольский сказал корреспонденту ComNews, что потенциал роста у отечественной радиоэлектронной промышленности еще больше, чем указанные Минпромторгом цифры, но достичь этих результатов без кооперации и консолидации рынка невозможно. "На протяжении нескольких лет GS Group и другие разработчики и производители электроники ведут диалог внутри рынка и с государством о формировании и согласовании отраслевой стратегии. Мы приветствуем те инициативы, которые выдвигает министерство, равно как приветствуем диалог, на который настроен регулятор. Есть ряд важных вопросов, решение которых мы считаем необходимым и без которых достичь целей по росту рынка невозможно, и мы готовы выступать со своими предложениями и обсуждать их с другими экспертами", - прокомментировал он.
Представитель пресс-службы "Микрон" сказал, что цифры, которые дал Минпромторг, амбициозные, потребуются масштабные системные усилия и государственные меры по защите рынка и восстановлению производственных циклов. "Потенциал роста производства российской микроэлектроники заключается в защите формирующихся рынков для российских производителей электронной аппаратуры и их стимулирования к применению российских микросхем. Необходимо восстановить цепочки производства прежде всего для рынков критических инфраструктур в области телекоммуникационного оборудования, телемедицины и индивидуальных медицинских приборов. При этом необходимо стимулировать дизайн-центры, разрабатывающие чипы для формирующихся рынков – чипы с новыми архитектурами и уникальными свойствами. Этот процесс должен быть частью полноценной цепочки поставок, от программного обеспечения до материалов и комплектующих. Для обеспечения технологической независимости стране необходимо собственное производство материалов и оборудования для микроэлектроники, собственная система автоматического проектирования (SAPR), которые обеспечат бесперебойное производство", - прокомментировал он.
Представитель "Микрона" отметил, что драйвером рынка выступает насущная потребность в цифровизации инфраструктурных объектов и необходимость обеспечения безопасности этой цифровой инфраструктуры. "В широком смысле — это необходимость технологического суверенитета и безопасности граждан. Основной барьер - в области госрегулирования и защиты рынков, которая сейчас существенно отстает от мировой практики защиты национальных производителей. Если не изменить законодательство, через несколько лет рынок будет занят иностранными производителями с закрытыми стандартами и чужими патентами. Без стратегии нет развития. Рынки цифровых технологий формируются в условиях, когда глобальная интеграция микроэлектроники сменяется политикой ограничений и противостояний, движущей силой которых является государственное регулирование. Поэтому законодательная защита новых рынков, стимулирование использования открытых технологий и стандартов российского производства усилит не только отрасль микроэлектроники, но еще минимум 10 смежных отраслей и экономику в целом", - рассказал представитель "Микрона".
Эксперт в области стратегии и маркетинга Дмитрий Борисов: "Насколько мне позволяет судить мой опыт работы на одном из предприятий Росэлектроники, могу предположить следующее. Если не будет никаких потрясений и очередных революций, то при поддержке государства и правильной таможенной политике добиться взрывного роста отрасли можно. Хотя, скорее всего, по технологиям будем отставать от лидеров. Наличие стратегии развития в любом случае лучше, чем её отсутствие. Поэтому, стратегия должна дать толчок росту. Но, повторюсь, при четкой господдержке. Необходимо заставлять и поощрять иностранных производителей РЭА организовывать локализацию производства в России. Пример авторынка очень показателен. Локализация сборки иномарок в России обеспечила рабочие места, получение опыта и рост квалификации работников отрасли, повышение конкуренции, улучшение качества сервиса, доступность цен. Это достигается таможенными пошлинами, налоговыми льготами и прочим. Нужно развивать и поддерживать отечественных контрактных производителей. Опять же готовое изделие РЭА, вывезенное из-за границы должно стоить дороже, чем аналог, который собрали в России. Государство должно обеспечить получение технологий и средств производства ЭКБ. Мы отстаём лет на 7-10лет. Сделать это можно с помощью покупки, промышленного шпионажа, финансирования собственных реальных исследований и экспериментов. Здесь должны быть и льготные кредиты для производителей ЭКБ, и восстановление профильных НИИ. Закупать за дорого только современное оборудование, станки, реакторы и прочее. Это очень сложная задача, но как-то ее в советское время худо-бедно решали. Также нужна подготовка кадров. Необходимо уже студентов технических радиоэлектронных специальностей не паять учить, а учить технологическим процессам автоматизации производства РЭА. Уже есть станки и линии поверхностного монтажа и селективной пайки. А выпускники вузов, скорее всего, только слышали о них, но не видели во время практики. Необходимо налаживать программы стажировок и обмена опыта наших студентов на ведущих предприятиях радиоэлектроники в Южной Корее, Китае и других странах Юго-Восточной Азии, в которых развиты предприятия радиоэлектроники, - рассказал корреспонденту ComNews Дмитрий Борисов, - Что касается направлений и этапов, то, например, если телемедицину отодвинуть на второй этап, то отстанем бесповоротно. Надо заниматься всеми направлениями одновременно. Для этого формировать соответствующие коллективы научных и технических специалистов. Не коллективы многопрофильных "эффективных" менеджеров и околотехнарей, а именно научно-технические коллективы узконаправленных спецов, каждый из которых взаимодополняет друг друга. Вот тогда и будет результат. И программы стимулирования должны для них быть правильные. А не красивые офисы".
Эксперт-аналитик АО "Финам" Алексей Калачев сказал, что электроника – динамично меняющаяся отрасль, и поэтому есть сомнение, что планы министерства будут определять лицо отрасли. "А ведь именно это закладывается в проект, поскольку, согласно тексту, "государство на обозримый период сохранит роль основного стимула инноваций в отрасли, (…) формируя заказ и развивая спрос на продукцию и технологии в перспективных технологических нишах". Поскольку государство будет обеспечивать спрос, формируя заказ, то, возможно и удастся выйти на намеченные цели в денежном выражении – увеличить гражданский сектор электроники в пять раз до 4,6 трлн рублей. Но сомневаюсь, что продукция, произведенная по государственному заказу, будет конкурентоспособна, найдет спрос на потребительском рынке, и тем более серьезно увеличит показатели экспорта. Большая часть проектов, затеваемых в рамках программы, будут работоспособны лишь до тех пор, покуда будут финансироваться из бюджета. Инновации, прорывные и конкурентоспособные технологии все же чаще создаются в иной рыночной среде и не по планам государственных ведомств. Проект – бюрократический документ, разработанный чиновниками. Тем не менее, в наших условиях он может быть полезен постольку, поскольку позволит поддержать отрасль финансированием, сохранить профессиональные кадры и компетенции, а также заместить для промышленности собственными разработками импортные поставки, ограниченные санкциями", - рассказал Алексей Калачев корреспонденту ComNews.
Аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александр Осин сказал, что средний темп изменения реального объема производства компьютеров, электронных и оптических изделий в РФ за 2014 – 2018 гг составляет -1,3% против +1,9% (г/г) для широкого индекса промпроизводства. "С одной стороны, у отрасли есть "точечные" драйверы роста. Например, в РФ и мире в целом растет актуальность точности измерений, особенно в промышленном секторе. Рост спроса на измерительное контролирующее производственные процессы с заданной точностью оборудование является логическим следствием наметившегося в среднесрочном периоде дефицита сырья в металлургических отраслях, а также сохранением постоянно "тлеющего" конфликта между производителями и потребителями в сфере ТЭК. При этом есть и угрозы расширения проблемы дефицитов в сфере АПК, где, она уже в полной мере заявляет о себе на ряде развивающихся рынков. Учитывая, что темпы прироста глобального спроса на основных сырьевых рынках измеряются в 2% - 3% даже в условиях сдержанного экономического роста, для купирования проблемы дефицитов необходим схожий с указанным прирост производства за счет, в том числе, особо точных технологий, позволяющих экономить ресурсы. Учитывая, что размер самого рынка, на который планируют выйти со своими реформами регуляторы сравнительно невелик, менее 1% российского ВВП, государство может значимым образом ускорить там спрос. Однако, для достижения указанных в проекте целей потребуется обеспечить в стагнирующей сейчас отрасли рост на 8,5% в реальном выражении ежегодно в течение 11 лет. Без поддержки со стороны спроса в других отраслях, учитывая, что внутренний рынок необходимая ступень для выхода на международный, это статистически маловероятно. Нужен внутренний спрос, но его не будет, потому что для его создания необходим комплексный подход, который, как представляется, должен включать докапитализацию банков, ремонетизацию экономики, сокращение налоговой нагрузки - прежде всего это касается НДС - смягчение условий ее администрирования, отмену повышения пенсионного возраста, усиление регулирования валютного рынка, реформирование системы стабфондов. То есть политика регуляторов должна быть изменена диаметрально. Однако, об этом ничего нет и не может быть в проекте Минпромторга, эти глобальные вопросы - не его профиль. Со стороны экономических властей сигнала о кардинальной смене курса во внутренней политике также нет. Соответственно, вряд ли такие изменения возможны, по крайней мере, в ближайшем будущем. Вбросы подобных идей при отсутствии экономической подоплеки для их реализации – это, как представляется, в итоге, очередной элемент потенциально неэффективной практики расходования бюджетных средств", - сказал он.
Юлия Мельникова