По оценкам аналитической компании Strategy Analytics, в январе-марте 2016 года были проданы 334,6 млн смартфонов — это на 3% меньше, чем объем продаж в 345 млн, зафиксированный на тот же период прошлого года. В годом исчислении рынок смартфонов сократился впервые с 1996 года, когда Strategy Analytics начала вести подсчет продаж современных мобильных средств связи, говорится в сообщении компании, которое цитирует The Financial Times.
Во многом это связано с началом насыщения крупнейшего в мире рынка смартфонов — китайского, а также с ростом беспокойства потребителей по всему миру по поводу состояния глобальной экономики.
Падение продаж зафиксировано почти у всех крупнейших игроков рынка, но объясняется оно по-разному. Лидер среди производителей смартфонов, корейская корпорация Samsung, продала в первом квартале этого года 81,9 млн аппаратов, что на 1,7% меньше, чем в тот же период прошлого года, – 82,4 млн мобильных устройств. Однако она почти не изменила свою долю глобального рынка — снижение составило 0,1% с 24,6%. Samsung обнародовал квартальные данные в четверг: за январь—март текущего года компания отчиталась о росте выручки на 5,7% — с 47,12 трлн вон (с $42,5 млрд по курсу на 31 марта 2015 года) до 49,78 трлн вон (около $43,5 млрд).
За день до этого отчитывался американский гигант Apple — компания впервые за 13 лет сообщила о падении квартальных продаж. Выручка Apple за первый квартал финансового года (второй квартал по американской системе) составила $50,6 млрд против $58 млрд годом ранее, снизившись на 12,8%. Доля же iPhone на мировом рынке сократилась с 18,3% до 15,3%. И хотя операционная прибыль Apple от продажи мобильных устройств втрое превышает прибыль Samsung ($13,9 млрд против $3,38 млрд), численное падение продаж куда больше, чем у корейского конкурента: в январе-марте 2016 года по всему миру было продано 51,2 млн аппаратов iPhone против 61,2 млн годом ранее. После публикации квартальной отчетности Apple в среду акции технологического гиганта за первые полчаса торгов 27 апреля подешевели на 7%.
Из тройки лидеров только китайская Huawei продемонстрировала отличные результаты, расширив за минувший год свою долю на рынке смартфонов с 5,3 до 8,3%, и увеличив объем продаж на 64% — с 17,4 до 27,5 млн устройств, следует из данных IDC Worldiwide Quarterly Mobile Phone Tracker.
Хорошие по сравнению с Apple показатели Samsung аналитики связывают с удачным выходом на рынок новинки концерна — смартфона Galaxy s7 и его версии Galaxy S7 Edge, который на ура в этом феврале приняли потребители. По данным SamMobile China, с 11 марта на эти модели в КНР было сделано более 10 млн предзаказов. Как уточняют аналитики Counterpoint Research, в Китае показатели продаж по Galaxy S7 в первый месяц после релиза превзошли результаты Galaxy S6 на 10%. По данным IDC, в марте Galaxy S7 и S7 Edge активно продавались благодаря поддержке операторов беспроводной связи.
Падение продаж Apple зафиксировала почти по всем рынкам (за исключением Японии, где выручка за квартал выросла на четверть до $4,3 млрд) и по всем основным продуктам: iPhone, iPad и Mac. Наибольшее же падение показал китайский рынок, причем, по всем показателям.
В своей отчетности Apple выделяет регион «Большой Китай», куда входят КНР, Гонконг и Тайвань. На этом рынке квартальные продажи упали на 26% до $12,5 млрд, а за два последних квартала сократились на 6% до $30,9 млрд. Соответственно, доля китайского рынка сократилась в выручке Apple с 29% до 25%, едва не уступив второе место Европе.
Apple объясняет, что основной причиной падения азиатских продаж стала ситуация в Гонконге. Местный доллар привязан там к доллару США, и укрепление американской валюты негативно отразилось на развитии туризма и розничной торговли в Гонконге. Если падение выручки в «Большом Китае» составило 26%, то в самой КНР (без Гонконга и Тайваня) — лишь 11%.
За день до публикации отчетности Apple свое первое интервью западными СМИ дал китайский миллиардер Цзя Юэтин, основатель концерна LeEco. Как специалист по высоким технологиям — его компания занимается производством электромобилей, смартфонов и развитием онлайн-сервисов — бизнесмен назвал Apple «устаревшей» фирмой.
«При всем этом, лишь только сверхбогатые люди, высокооплачиваемые профессионалы, могут позволить себе iPhone в Китае, это сравнительно небольшой процент, — подчеркивает профессор Penn Wharton China Center Джон Чжан. — Это означает, что в какой-то момент вам не получится сохранить темпы роста без внедрения серьезных инноваций, чтобы удержать заинтересованных клиентов».
Аналитики сомневаются в перспективах новых продуктов Apple на азиатских рынках, например, новой модели iPhone SE, которая вышла в конце марта и продажи которой (как уверял глава компании Тим Кук) позитивно отразятся на результатах уже весеннего квартала. «При базовой стоимости в $399 iPhone SE вынужден конкурировать со схожими по мощности, но более дешевыми устройствами, в первую очередь, в Индии и Китае», — уверен эксперт IDC Антонио Скарселла.
Расширение присутствия Apple в Китае имеет еще одно препятствие — юридическое. На прошлой неделе Пекин заблокировал на территории КНР iBooks Store и iTines Movie для покупки и скачивания книг и фильмов. «Поэтому, учитывая экономическое замедление Китая и легальные проблемы там у Apple, достичь приемлемого роста на этом рынке будет гораздо труднее, чем в прошлые годы», — заявил в четверг аналитический центр Juniper.
На рынке смартфонов замедляющийся Китай выступает таким же сдерживающим фактором как и в глобальной экономике в целом. IDC выделяет несколько тенденций на китайском рынке мобильных телефонов. Во-первых, он замедляет свой рост. Если в 2013 году рост объема поставок к предыдущему году составил 62,5%, то в 2014-м году — 20%, а в 2015-м — всего 2,5%. Во-вторых, китайский потребитель становится все более состоятельным. «Так как китайский рынок взрослеет, аппетит к смартфоном драматически снижается, так как взрывной интерес к ним прошел свой пик», — отмечает консалтинговое агентство.
И хотя средняя стоимость смартфона выросла с $207 в 2013 году до $257 в 2015 году, китайский потребитель все активнее присматривается к национальному производителю, к тому же Huawei и двум малоизвестным на мировом рынке брендах, OPPO и Vivo, — они вошли в пятерку лидеров продаж, вытеснив из нее две других китайские компании, Xiaomi и Lenovo. Обе марки принадлежат концерну BBK Electronics из провинции Гуандун, его основатель Дуань Юнпин известен как «китайский Баффет».
В январе-марте 2015 года во всем мире (в первую очередь, это Китай и Индия) было продано 7,3 млн смартфонов OPPO, то в этом году — уже 18,5 млн (2,2% и 5,5% мировой доли соответственно). Следом идет Vivo с 6,4 млн устройств в прошлом году и 14,3 млн в первом квартале текущего года.
Свежие данные по китайскому бизнесу Samsung пока неизвестны. Но год назад на китайском рынке Samsung пришлось несладко: в первом квартале 2015 года, продажи корейского концерна в Китае сократились в годовом исчислении на 53%. По данным IDC, если в январе-марте 2014 года компания продала 20,5 млн смартфонов в КНР, то спустя год — всего 9,6 млн.
Тогда Samsung пропустил вперед не только Apple, но и местные бренды: Xiaomi и Huawei, упав с первого на четвертое место. Соответственно, рыночная доля Samsung в Китае упала с 19,9% до 9,7%, а у Apple — выросла с 8,7% до 14,7%.
Георгий Макаренко, Екатерина Мархулия, Александр Артемьев