Об этом рассказали "Ведомостям" представители МГТС и МТС Татьяна Мартьянова и Дмитрий Солодовников. По их словам, конвергентная услуга будет доступна сотовым абонентам МТС и МГТС (с сентября 2014 г. она является виртуальным оператором мобильной связи на сети МТС в Москве), пользующимся оптико-волоконной сетью GPON от МГТС. Дома звонки с мобильного телефона будут автоматически тарифицироваться по расценкам проводной связи, а за пределами квартиры — как обычно, обещает Солодовников.
На конец сентября 2014 г., по данным МТС, фиксированными телефонами МГТС через GPON пользовалось 0,89 млн из 3 млн столичных домохозяйств, имеющих возможность подключиться к GPON-сети. При этом у МТС в столичном регионе (включает Москву и Подмосковье), по данным AC&M-Consulting, на конец III квартала 2014 г. насчитывалось чуть более 13,6 млн сотовых абонентов.
Сейчас рассматривается несколько технологических схем предоставления услуги, рассказывает Мартьянова. Одна из них — установка в роутер GPON дополнительного блока, который позволит идентифицировать мобильный телефон в пределах квартиры (т. е. в радиусе нескольких десятков метров) и перенаправлять звонки с него через сеть GPON. При этом с конца 2013 г. МТС продает абонентам индивидуальные базовые станции (фемтосоты), работающие по похожему принципу. Сколько их реализовано, Солодовников не говорит, отмечая, что на них "есть стабильный спрос".
Вопрос с технологическим решением пока открыт, но прототипы конвергентных тарифов у МГТС уже есть, уверяет Мартьянова. Например, когда в сентябре 2014 г. МГТС открывала виртуального оператора мобильной связи (MVNO), она вывела на рынок тариф, включающий безлимитные переговоры между абонентами МГТС и МТС, а также 400 минут разговоров абонентов МГТС с клиентами других мобильных сетей, напоминает она. За три месяца с момента запуска MVNO больше половины его абонентов (54%) подключили именно этот тариф, рассказывает Мартьянова. Спрос на конвергентные пакеты превысил ожидания компании, уверяет она.
Представители МТС и МГТС отказались предположить, как повлияет новая услуга на рост выручки от мобильной и фиксированной связи, а также на абонентскую базу операторов. Солодовников надеется, что конвергенция фиксированной и мобильной связи позволит МТС расширить базу мобильных абонентов в Москве. В то же время представители МГТС и МТС не скрывают, что новый сервис призван повышать лояльность абонентов МГТС в условиях, когда в России наблюдается устойчивая тенденция на сокращение использования проводной телефонной связи. Сейчас МГТС обслуживает 4,4 млн абонентов фиксированной телефонной связи, их отток сейчас незначителен: из года в год количество абонентов практически не меняется, отмечает Солодовников.
Услуга, позволяющая звонить с мобильных телефонов по тарифам фиксированной связи, есть и у "Вымпелкома". Пользователи могут скачать приложение для устройств с операционной системой Android и, находясь в своей квартире, звонить с них по тарифам своего фиксированного оператора, рассказывает представитель компании Анна Айбашева. При этом абонент должен быть пользователем домашнего интернета от "Вымпелкома". Фактически звонки при этом проходят через фиксированную сеть "Вымпелкома" благодаря технологии VoIP (голос поверх IP-сети). Для корпоративных клиентов "Вымпелкома" действует услуга, позволяющая мобильным абонентам пользоваться междугородной и международной связью по тарифам фиксированной связи. Правда, местные звонки при этом все же тарифицируются как мобильные. Но подобные услуги — нишевые: стоимость мобильной связи сопоставима по стоимости с услугами фиксированной связи, а в некоторых случаях звонки по мобильному выгоднее, отмечает Айбашева.
Аналогичное решение — "Домашняя зона" — московский "Мегафон" предложил еще шесть лет назад: пользователи этой услуги могли звонить с мобильных телефонов по тарифам фиксированной связи, вспоминает представитель оператора Павел Ларин. Домашней зоной клиент мог самостоятельно выбрать офис, дом, дачу. Но мобильная связь стала доступнее и проект был закрыт, рассказывает он.
Валерий Кодачигов