Сегодня исследовательская компания TNS Russia на своей ежегодной клиентской конференции впервые представит свои измерения мобильного интернета. Общая аудитория, выходящая в интернет с планшетов и смартфонов, по итогам октября составила 41% москвичей старше 12 лет и 35% жителей аналогичного возраста всех городов России с населением более 100 тыс. человек. Год назад эти показатели составляли только 32% и 27% соответственно. В этом году исследователь начал также следить и за аудиторией отдельных приложений и сайтов с помощью приложений, установленных на смартфонах и планшетах пользователей с основными операционными системами — Android, iOS и Symbian.
Самым популярным мобильным приложением в Москве, по данным за октябрь, оказалось "ВКонтакте" одноименной социальной сети, которое хотя бы раз в день посещали 27,9% всех пользователей интернета на смартфонах и планшетах, а хотя бы раз в месяц — 50,9%. При этом среди московских интернет-пользователей на стационарных компьютерах и ноутбуках сайт социальной сети за этот же период был лишь третьим по среднесуточной аудитории ресурсом, уступив главной странице и поиску "Яндекса", и четвертым — по среднемесячной, пропустив вперед также Google (с учетом доменных зон .ru и .com). Самое популярное по ежедневной аудитории приложение "Яндекса" на мобильных устройствах лишь на четвертом месте, и это не поиск, а "Яндекс.Карты" с долей в 11,3%. В соответствующий топ-10 входит также "Яндекс.Навигатор" с картами дорог, а в десятку по итогам всего месяца — еще и "Яндекс.Метро" со схемой метрополитена. Самое популярное специализированное приложение для поиска оказалось у Google — со среднесуточной долей 7,1%. "Яндекс.Почта" также не вошла в топ приложений, в отличие от приложения Google — Gmail с долей 8,4%, хотя на стационарных компьютерах сервис "Яндекса" был популярнее.
В топ-10 сайтов по среднесуточной аудитории со стационарных компьютеров и ноутбуков, кроме "В контакте", входит еще только одна социальная сеть — "Одноклассники". Но среди десяти наиболее популярных приложений социальных сервисов уже четыре: помимо "В контакте" это мессенджер WhatsApp, позволяющий обмениваться текстовыми сообщениями, изображениями, видео- и аудиофайлами; сервис для обмена фотографиями Instagram и самая популярная в мире социальная сеть Facebook. В топ-10 по среднемесячной аудитории вошел еще и Skype — сервис для текстовой, аудио- и видеосвязи, а в аналогичный рейтинг для аудитории 12-24 лет попал также мессенджер Viber.
В США среди наиболее популярных мобильных приложений также доминируют социальные сети, а кроме них, продукты Google, следует из опубликованных в начале ноября данных comScore. Так, в сентябре приложением Facebook хотя бы раз пользовались 74,3% всех американских пользователей приложений смартфонов. В тройку входят также магазин приложений и контента Google Play с 53,9% и Google Search с 53,2%. В топ-15 — Instagram (25,9%), сервис микроблогов Twitter (21,1%) и Facebook Messenger для обмена сообщениями внутри соцсети (18%).
На конец 2013 года количество подключений к сетям мобильного широкополосного доступа к интернету в России составит около 90 млн, а проникновение смартфонов превысит отметку в 30%, прогнозирует компания Ericsson. По ее данным, соцсетями в Москве пока пользуются лишь 74% пользователей мобильного интернета, тогда как, например, в Риме и Лондоне — 82% и 80% соответственно.
Павел Белавин