Депутаты Мосгордумы считают, что дроны угрожают столичной безопасности и могут создавать помехи в движении вертолетного транспорта спецслужб. Особенно депутатов волнует то, что беспилотники используются частными лицами без соответствующего разрешения, и предлагают запретить «подобную самодеятельность», а существующие аппараты изъять из свободного обращения.
Депутаты заявили, что российские разработчики обладают новейшей системой отслеживания беспилотников на высоте до 1 тыс. метров, и предложили провести опытную эксплуатацию, установив его на вертолеты МЧС.
При этом депутаты признают, что «законодательная база, которая бы регламентировала использование всевозможных беспилотных летательных аппаратов, на данный момент отсутствует», и ее следует доработать.
Как раз с подобной ситуацией в США пытается справиться Amazon. Компанию не устраивает нынешнее положение дел, когда правительства штатов и местные власти устанавливают свои собственные правила полетов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), что мешает развитию воздушной доставки.
Несмотря на очевидную пользу дронов, проблема регулирования полетов беспилотников — задача непростая. В настоящее время в США, где законодательный процесс в этой области продвинулся сильнее всего в мире, существуют лишь общие правила полетов БПЛА: только в дневное время, в прямой видимости оператора, управляющего устройством, на высоте не более 400 футов (121,92 метра). «Пилот» должен иметь специальный сертификат и проходить медицинское освидетельствование. Однако не определено, в какие области могут, а в какие не могут летать дроны, какое оборудование они могут нести на борту, а какое — нет, как они должны отслеживаться с земли, какие меры безопасности и охраны частной жизни должны быть приняты, и это дает свободу творчества местным властям в зависимости от их мировоззрения.
Amazon при этом не устраивают и основные правила, так как технологии не стоят на месте, и доставка грузов в ближайшем будущем может осуществляться полуавтоматически или даже полностью в автоматизированном режиме. Однако это скорее работа на будущее.
«Деятельность Amazon по изменению законодательства в области регулирования использования БПЛА, несомненно, имеет некоторую коммерческую составляющую, но при данном уровне развития технологий этот процесс больше имеет PR-эффект, поддержание имиджа технологического лидера в области интернет-ритейла, — считает Максим Савватин из международного консалтингового агентства iKS-Consulting. — О каком-то широком коммерческом применении дронов-курьеров сейчас речи не идет. Если беспилотники и смогут заменить людей и тем самым обеспечить Amazon значительную экономию затрат, то в каких-то очень узких сегментах применения».
Американцы торопятся, так как их подгоняют конкуренты. Крупнейший китайский игрок на рынке интернет-ритейла Alibaba уже начал свои эксперименты по доставке 340-граммовых упаковок чая в регионах Пекина, Шанхая и Гуанчжоу, а также продвигает соответствующие изменения в китайское законодательство. Эксперименты по доставке беспилотниками проводят Google и UPS. А немецкая DHL тестировала доставку лекарств по запрограммированным маршрутам на расстояние до 12 километров.
В гражданской сфере применение дронов в будущем принесет большую пользу во многих отраслях экономики, не только в сегменте доставки грузов. Визуальное наблюдение с летательных аппаратов, оснащенных камерами, оказывает большую помощь при контроле целостности обшивки судов и трубопроводов, в поиске пропавших, видеонаблюдении и охране, в сборе информации о состоянии водоемов, лесных пожарах, городской обстановке и т.д.
Развитие потребительского сегмента дронов как гаджетов также подогревает интерес и позволяет БПЛА быстрее войти в нашу повседневную жизнь. По прогнозам Ассоциации потребительской электроники (СEA), этот рынок в 2015 году вырастет на 55% по сравнению с 2014 годом и достигнет $130 млн, что немало уже для «технологичных игрушек».
С учетом развития портативных устройств типа дрона-браслета Nixie для съемок селфи-видео с высоты птичьего полета темпы роста этого рынка могут быть еще более впечатляющими. Достаточно того, что свой дрон собирается выпустить GoPro.
В США правила использования дронов уже ослабили для целей киносъемок, что было названо важным шагом для коммерческого освоения этих устройств в других отраслях.
Однако власти разных стран небезосновательно считают беспилотные летающие устройства серьезной угрозой безопасности. Пластиковые дроны с электромоторами, оснащенные видеокамерами, невидимы для радаров и идеально подходят для слежки за людьми и промышленного шпионажа.
Дроны компании DJI способны нести на борту 11 кг веса, могут находиться в воздухе 25 минут и пролететь без подзарядки 4,5 км. Этого достаточно для осуществления доставки наркотиков через границу и совершения масштабных терактов.
Так, в Тихуане уже был обнаружен дрон, перевозивший 2,7 кг метамфетамина, который рухнул на площадку супермаркета недалеко от американо-мексиканской границы. Другой дрон врезался в дерево в охраняемой зоне рядом с Белым домом, чем вызвал панику у службы безопасности резиденции президента США. В Японии активист, обеспокоенный катастрофой на атомной электростанции в Фукусиме, посадил беспилотник с контейнером, содержащим радиоактивный песок из района АЭС, на крышу резиденции премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Во Франции журналист канала Al Jazeera был приговорен к штрафу 1000 евро за запуск дрона в Париже.
В Великобритании верхняя палата парламента требует регистрации владельцев дронов, а также жестко зафиксировать в программном обеспечении аппаратов GPS-координаты зон, в которых применение дронов невозможно.
В России до сегодняшнего обсуждения в Мосгордуме основной вехой в области регулирования полетов дронов стал суд над Олегом Понфиленком, который был оштрафован на 50 тыс. руб. за организацию доставки пиццы по воздуху (изначально прокуратура требовала штраф в размере 1 млн руб.). При этом Понфиленку удалось оспорить решение суда в связи с тем, что российское законодательство не адаптировано под регулирование деятельности, связанной с коммерческими дронами.
Так, для признания дрона беспилотным летательным аппаратом в РФ требуется бортовой номер, сертификат летной годности и удостоверение пилота, которые не предусмотрены для устройств, вес которых меньше 115 граммов.
Однако отсутствие консенсуса по поводу законодательного регулирования полетов БПЛА не удержит злоумышленников от их применения. Таким образом, противодействие развитию коммерческого применения дронов не только не помогает контролировать ситуацию, но и тормозит развитие правил и опыта эксплуатации БПЛА, технологий контроля их полетов и управления движением персональных и коммерческих дронов.
Алексей Короткин