Москвичи увеличивают траты на электронику, следует из презентации ДИТ Москвы. В 2010 году на нее тратили 18 тыс. руб. в год, или 1,3% общего дохода домохозяйств, а по итогам 2017 года — 38 тыс. руб., или 2% дохода. В 2025 году, по прогнозу ДИТ, на цифровые устройства будет уходить 3,1% годового дохода домохозяйств в Москве, или 58,9 тыс. руб. Оценка базируется на прогнозе реальных располагаемых доходов населения Минэкономики в 84 тыс. руб., уточнили в ДИТ.
С ростом затрат на гаджеты изменились и предпочтения покупателей, следует из опроса властей Москвы, в котором участвовали 900 респондентов по телефону и 1,5 тыс. заполнили анкеты через интернет. Если в 2010 году более половины целевого бюджета уходило на покупку телевизора и персонального компьютера, а еще пятая часть — на мобильный телефон, то в 2017 году уже 45% расходов приходилось на смартфон. Если пять лет назад смартфон был только у каждого третьего жителя Москвы, то сегодня он есть у восьми человек из десяти, отмечает руководитель продукта «Аналитика» ДИТ Иван Бутурлин.
По итогам 2017 года продажи смартфонов составили 28,4 млн аппаратов, что стало рекордом, сообщала в январе МТС. В денежном выражении рынок смартфонов вырос на 17,3%, до 386 млрд руб. «В среднем люди меняют смартфоны один раз в два года. Срок замены смартфона чуть подрос за последние пару лет. Это одна из причин, по которым рынок смартфонов в штуках не растет так резко»,— рассказал “Ъ” вице-президент МТС по продажам и обслуживанию Кирилл Дмитриев.
Проникновение смартфонов в Москве составляет 80%, мобильных телефонов — 28%, электронных книг — 17%, «умных браслетов» и часов — 13%, уточняет ДИТ. В ходе телефонного опроса в январе респонденты сообщили, что прежде всего они используют смартфоны для чтения книг (72%) и прослушивания музыки (61%). Для игр смартфоны используют 46% респондентов, а 41% — играют с помощью компьютеров. Наконец, смотреть фильмы, сериалы и видео на смартфоне предпочитают 30% респондентов, а на ПК или ноутбуке — 60%.
К 2025 году с развитием сетей связи нового поколения, VR/AR-технологий и решений на базе искусственного интеллекта значительная часть расходов придется на новые типы устройств: приборы «умного дома», очки и шлемы виртуальной реальности, носимую электронику, роботов и т. д., отмечается в презентации. По оценке ДИТ, на такие приборы москвичи сейчас тратят около 7%, а к 2025 году на них будет уходить 19% от общих затрат на цифровые устройства. Уже сейчас каждый пятый москвич планирует приобретение устройств для «умного дома», показал опрос на сайте Avito в мае 2018 года. По данным исследования, 17,5% респондентов планируют в будущем купить «умные часы» и фитнес-браслет, 15,4% — робот-пылесос, 8,9% — игровую приставку, 7,1% — очки или шлем виртуальной реальности. В то же время именно предложения о продаже очков виртуальной реальности показали наибольший прирост среди объявлений на Avito: с 2016 по 2017 год доля таких объявлений выросла на 42%.
Очки виртуальной реальности пока считаются нишевым продуктом в розничных сетях сотовых операторов. «Мы сейчас не продаем их массово, но на них очень внимательно смотрим»,— рассказал Кирилл Дмитриев. Как только в России начнут массово разворачиваться сети 5G, сразу начнется массовое внедрение технологий VR/AR и стоимость очков резко упадет, считает он.
Владислав Новый