Спорные абоненты
В четверг, 11 февраля, МТС и «МегаФон» объявили, что приложат «усилия для скорейшего урегулирования судебных и административных разбирательств, споров и претензий, касающихся исполнения процедур MNP» (MNP – mobile number portability, услуга по переносу номеров абонентов от одного оператора к другому). В совместном сообщении отмечается, что к соглашению могут присоединиться и другие операторы связи.
Услуга MNP появилась на российском рынке 1 декабря 2013 года, когда вступили в силу соответствующие поправки в закон «О связи», с тех пор стало известно о двух ссорах операторов. Осенью 2013-го Совет Федерации объявил тендер на оказание услуг связи для сенаторов в 2014 году: победил «МегаФон», предложивший самую низкую цену – 22 млн руб., на 7 млн руб. меньше начальной стоимости. Но МТС, обслуживавшая совет, не передала номера по техническим причинам, и контракт с победителем был расторгнут. «МегаФон» направил две жалобы в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), и 30 июня 2014 года она признала, что МТС нарушила ст. 14 закона «О защите конкуренции», предписала перечислить в бюджет незаконно полученные доходы, но не запретила работать с сенаторами дальше. МТС оспорила решение ФАС в Московском арбитражном суде 29 сентября 2014-го. В январе 2015 года компания предложила ведомству заключить мировое соглашение по этому иску, разбирательство назначено на середину февраля, подтвердил представитель МТС Дмитрий Солодовников.
В свою очередь, МТС не смогла получить от «МегаФона» номера центрального аппарата МВД. В декабре МТС выиграла конкурс ФКУ «Главный центр связи и защиты информации МВД РФ» на оказание услуг связи более 1,1 тыс. абонентов в 2014 году. МТС предложила за контракт 17,7 млн руб., а «МегаФон» – 19,3 млн руб. При этом «МегаФон» обслуживал 29 номеров, которые должны были перейти в МТС. Но обе заявки на перевод номеров «МегаФон» отклонил. В итоге был проведен новый конкурс, в котором МТС отказалась принимать участие, а в марте 2014-го подала жалобу в ФАС. В 2015-м «МегаФон» продолжает обслуживать спорных абонентов.
Отозвать жалобы, направленные в ФАС, невозможно – служба уже возбудила соответствующие дела, объяснили представители МТС и «МегаФона», но в дальнейшем подобные споры будут решаться без привлечения регулятора.
Невостребованная услуга
Услуга MNP получилась достаточно нишевой, рассчитанной в основном на корпоративных пользователей, считает партнер компании AC&M Consulting Антон Погребинский: «Наш рынок так устроен, что абоненту проще выкинуть симку, чем тратить время на переоформление». «Услуга не поменяла рынок. Во-первых, еще до ее введения на руках у многих клиентов было по несколько сим-карт, во-вторых, многие пользователи впоследствии вновь возвращались к «родному» оператору», – подтверждает представитель «ВымпелКома» Анна Айбашева.
По статистике Центрального научно-исследовательского института связи (ЦНИИС), с декабря 2013-го по 10 февраля 2015-го услугой MNP воспользовались 1020,437 тыс. абонентов «большой четверки» – МТС, «МегаФона», «ВымпелКома» и Tele2, сообщил сотрудник компании, имеющей доступ к базе ЦНИИС. С весны прошлого года в среднем поступает около 80–90 тыс. заявок о смене оператора ежемесячно, утверждает он. По данным Погребинского, всего в 2014-м было продано около 110 млн сим-карт, хотя «реальный прирост абонентской базы» примерно в 10 раз меньше, всего 13 млн. Можно считать, что доля переходов по MNP в новых подключениях не превышает 1%, говорит эксперт.
Больше других операторов от введения MNP выиграл «МегаФон», следует из данных источника в ЦНИИС: перейти на «зеленую» сторону пожелали почти 358 тыс. человек, а отток клиентов составил 234 тыс.
Виталий Акимов