Проект создания системы автоматизированного мониторинга корпоративного транспорта для столичного метрополитена стартовал в мае 2008 года. По результатам тендера для ведения работ были приглашены компания «Ситроникс» и оператор сотовой связи МТС. В число задач «Ситроникс» вошли разработка и установка сервиса, а также постпроектное техническое обслуживание системы мониторинга. Оператор МТС обеспечивает функционирование системы на базе собственной транспортной инфраструктуры, т.е. на основе собственных сетей связи.
В рамках проекта компанией «Ситроникс» было разработано комплексное решение, включившее автономную систему мониторинга транспорта «Телематика» и созданную на ее базе телематическую услугу наблюдения и контроля автотранспорта «Ника». Как планируется, разработанный комплекс будет установлен на 250 транспортных средствах, в том числе на 50 автомобилях аварийных служб метрополитена Москвы.
Система онлайн-мониторинга корпоративного транспорта столичного метрополитена функционирует на базе GSM-технологий. Схема ее действия такова. На транспортные средства устанавливается мобильный терминал с GPS-приемником (разработка «Ситроникс»), который позволяет отслеживать местоположение автомобиля относительно нескольких спутников на геостационарных орбитах и рассчитывать его точные географические координаты (вплоть до нескольких метров). Полученная информация с заданной периодичностью (от 1 секунды) передается в диспетчерский пункт с использованием транспортной инфраструктуры МТС: через GPRS или SMS-канал оператора.
Такая система, работающая в автоматическом онлайн-режиме, позволяет отслеживать и координировать движение автомобиля на электронной карте, составлять историю маршрута транспортного средства, а также контролировать пробег, расход топлива и др. Помимо оперативного информирования о движении транспортных средств благодаря сервису снижается расход горюче-смазочных материалов и техническое обслуживание автомобильного парка.
Как поясняют в руководстве Московского метрополитена, основной сферой применения системы онлайн-мониторинга корпоративного автотранспорта станут чрезвычайные ситуации, в которых задействуются аварийные службы метро. «В нештатных ситуациях очень важно иметь оперативную информацию именно в реальном времени, и данная система поможет нам отслеживать местонахождение автомобилей аварийных служб. С помощью автоматизированного мониторинга из Ситуационного центра метрополитена можно будет не только постоянно следить за перемещением аварийных автомобилей, но и отслеживать их скорость - важный фактор для расчета времени прибытия к месту происшествия», - объясняет начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев.
В настоящее время такие этапы, как разработка и тестовый запуск системы мониторинга автотранспорта Московского метрополитена уже преодолены, и в ближайшее время сервис будет запущен в коммерческую эксплуатацию. Дальнейшее постпроектное обслуживание продолжат «Ситроникс» и МТС. Компания «Ситроникс» отвечает за техническое обслуживание системы, включая выездное обслуживание и обучение специалистов со стороны заказчика. Как подчеркнули в «Ситроникс», услуга разрабатывалась таким образом, чтобы техническая поддержка сервиса требовала минимальных затрат.
Что касается МТС, то оператор продолжит осуществлять клиентское обслуживание, в том числе оказывать услуги справочной информации, обслуживание счетов и т.п. Директор МТС в Московском регионе Сергей Бешев отметил, что совместное конвергентное решение с «Ситроникс» позволило компании не только обеспечить клиентов качественной голосовой связью, но и предоставить ряд эффективных инновационных услуг для решения задач по основной деятельности предприятия – управление автотранспортом.
Создание системы автоматизированного мониторинга для Московского метрополитена - не первый совместный проект компаний «Ситроникс» и «Мобильные ТелеСистемы». Например, в 2006 году автономная система мониторинга транспорта на основе решений «Ситроникс» и сети связи МТС была внедрена в ГУП «Зеленоградский автокомбинат». По итогам работы сервиса были выведены следующие данные: «Зеленоградскому автокомбинату» удалось сократить непроизводственные пробеги автомобилей и расход горюче-смазочных материалов на 5 %, обеспечив тем самым снижение расходов на 6,1 млн. рублей в год. Аналогичный сервис лежит в основе автоматизированной навигационно-диспетчерской системы управления выездными бригадами скорой помощи в Москве. К системе подключены порядка 850 автомобилей. Сервис так же базируется на сети МТС. Кроме того, в МТС упомянули совместный проект с компанией «Рэйс-коммуникейшнз», в рамках которого была создана система закрытой мобильной радиосвязи между инкассаторами и диспетчерами.
Как отмечают в МТС, предоставление конвергентных услуг для корпоративных клиентов – одно из стратегических направлений для компании. «Комплексный подход к запросам каждого конкретного корпоративного клиента дает значительную отдачу: корпоративный пользователь МТС сегодня обеспечивает в 3 раза больший доход, чем абонент массового рынка», - констатируют в МТС. Если говорить об услугах оператора на базе технологии LBS, позволяющих определять месторасположения абонента, то для корпоративных клиентов в рамках продвижения данной линейки запущен сервис «Мобильные сотрудники». С его помощью руководители получают возможность контролировать перемещения сотрудников компании. Для «домашних» пользователей МТС так же предоставляет услугу на базе технологии LBS. Сервис продвигается под названием «Ребенок под присмотром» (ранее «Мобильный ребенок»).
Отметим, что на днях другой оператор сотовой связи – «Скай Линк» завершил масштабный проект, в рамках которого предоставил комплекс услуг для корпоративного клиента. Оператором был разработан сервис доступа к мобильному Интернету для пассажиров московского VIP-такси «Важная Персона». В рамках проекта мобильным доступом в сеть Интернет оборудованы 100 автомобилей компании (см. новость раздела «Скай Линк» от 21 августа 2008 г.).