«Лужники» – крупнейший российский спортивно-развлекательный комплекс, являющийся, кроме того, одним из крупнейших в мире. Он занимает более 180 га в Москве и состоит из 140 различных спортивных сооружений, которые обслуживают более 3,5 тыс. человек. Большая спортивная арена, входящая в состав спорткомплекса «Лужники», является одним из самых крупных пятизвездных футбольных стадионов мира, центром важнейших всероссийских и международных соревнований.
Как отмечают в МТС, техническое решение, реализованное в «Лужниках», уникально для спортивных и культурных сооружений на территории стран Восточной Европы и СНГ. Общий объем инвестиций МТС в реализацию решения в спорткомплексе «Лужники» составил порядка $2 млн. На территории спортивного комплекса «Лужники» установлено 12 базовых станций стандарта GSM-900 и GSM-1800, что обеспечивает оптимальный уровень покрытия сети и полное покрытие EDGE не только на большой спортивной арене, но и на всех прилегающих к ней территориях – транспортных парковках, административных зданиях, других спортивных сооружениях. Отметим, что радиокомплекс технически готов к обслуживанию абонентов «третьего поколения»: оборудование и технология планирования предусматривают возможность в будущем включения в данную антенную систему базовых станций 3G без существенной модернизации самой системы. Разработанные Motorola интеллектуальные алгоритмы обеспечивают эффективную передачу трафика между базовыми станциями, что позволяет снизить перегрузки при большом объеме трафика.
Новый проект рассчитан на обеспечении связи 40 тыс. абонентов, в том числе роумеров. Во время финала Лиги чемпионов сеть МТС готова была поддержать 135 тыс. вызовов в среднем по 1,5 минуты, отправку 700 тыс. SMS-сообщений. Это было обеспечено с помощью разделения большой спортивной арены на зоны, для каждой из которой была установлена отдельная базовая станция. Восемь базовых станций обслуживают большую спортивную арену, что позволяет обеспечить мобильной связью и услугами по передаче данных посетителей всех секторов стадиона «Лужники», включая VIP-зоны и технические зоны, где расположены пресс-зона, раздевалки команд и помещения для технических служб, обеспечивающих проведение матча. В рамках проекта было проложено 4,5 км кабеля, установлено более 40 компактных антенн различного типа.
С 21.00 21 мая и до 4.00 22 мая текущего года на всей территории спорткомплекса «Лужники» в сети МТС было совершено более 490 тыс. голосовых вызовов, причем более трети из них пришлось на вызовы, совершенные в роуминге. Всего 20-21 мая количество роумеров, подключенных к сети МТС в Москве, увеличилось в два раза.
«Радиосистема на стадионе «Лужники» уникальна для России и по своим техническим параметрам не уступает аналогичным системам, установленным для проведения финалов чемпионатов в Европе и на Олимпийских играх в Пекине. Мы рады, что на финальном матче Лиги чемпионов даже в условиях экстремальных нагрузок на сеть МТС смогли обеспечить качественной связью всех пользователей нашей связи - спортсменов, болельщиков, журналистов и персонал стадиона - в домашней сети или в роуминге», - отметил директор МТС по Московскому региону Сергей Бешев.
Отметим, что в последнее время операторы сотовой связи вынуждены модернизировать собственные сети с учетом того, что возможно ее использование в режиме пиковой нагрузки. Такое бывает, в частности, в центральных районах во время проведения городских праздников, причем не только в Москве. В частности, «ВымпелКом» («Билайн»), который является спонсором петербургского карнавала, в прошлом году специально к этому празднику приурочил модернизацию сети в центре Северной столице (см. новость spbIT.ru от 27 апреля 2007 г.). При этом оператор использовал это мероприятие для своей рекламной кампании. Что касается Лужников, то, как сообщили в пресс-службе «Билайн», на период проведения матча Лиги чемпионов компания усиливала местную сеть. В пресс-службе компании «МегаФон-Москва» рассказали, что этот оператор также провел работы по модернизации своей сети в Лужниках в преддверие финала Лиги чемпионов. Напомним, что это не единственный ИТ-проект, реализованный на территории спорткомплекса в преддверие финала: здесь также была установлена RFID-система для автоматизации прохода болельщиков (см. новость от 16 мая 2008 г.).
Кроме того, сложными для операторов моментами являются различные спортивные мероприятия, особенно футбольные матчи. В прошлом и текущем годах матчи с участием сборной России по футболу не обошлись без перегрузок сотовых сетей: периодически отсутствовало соединение, не отправлялись сообщения. Поэтому игроками рынка уделяется значительное внимание модернизации сетей в районах стадионов. Напомним, что в ближайшем будущем операторам придется строить сети в Сочи, где будет проводиться Олимпиада и, соответственно, нагрузки на сети будут максимальными. Для ОАО «Мобильные ТелеСистемы» это особенно актуально, так как компания является официальным партнером Национального олимпийского комитета.