Розничная сеть МТС, к концу 2012 г. насчитывавшая 4462 салона связи, за год сократилась до 4034 салонов, следует из отчета компании. Количество собственных торговых точек оператора практически не изменилось (по итогам 2013 г. их было 2837 против 2889 годом ранее), а вот количество салонов, работающих по франшизе, уменьшилось на 24% до 1197 (см. график).
Экстенсивное развитие розницы МТС заканчивается: франчайзинговых салонов становится меньше, поскольку более эффективными становятся собственные офисы, а низкорентабельные точки закрываются, говорит представитель компании Дмитрий Солодовников. 4000-4500 салонов — комфортное для МТС количество, достаточное для привлечения новых и обслуживания существующих абонентов, добавляет он. За год доля контрактов, продающихся в фирменной рознице МТС, выросла на 6 п. п. до 48%, приводит Солодовников пример повышения эффективности. А по динамике продаж смартфонов в штуках МТС впервые обогнала российский рынок в целом, продолжает он: в торговой сети МТС они увеличились за год на 65%, а по России в целом — на 54%.
Когда в конце 2011 г. МТС впервые раскрыла данные о количестве своих франчайзи, на них приходилось более 40% всех салонов оператора (для сравнения: в конце прошлого года — менее 30%). Франчайзинг оправдан в отдаленных регионах России или небольших населенных пунктах, объяснял тогда представитель МТС: там не всегда целесообразно открывать собственные салоны. МТС экономит на открытии собственных салонов (каждый обходится в $25 000-40 000) и с минимальными затратами развивает дополнительные каналы продаж sim-карт и обслуживания абонентов, говорил он тогда.
«ВымпелКом», наоборот, увеличивает количество франчайзинговых салонов: в конце 2013 г. их было более 2900 — на 11% больше, чем годом ранее, говорит представитель оператора Анна Айбашева. Количество собственных розничных салонов «Вымпелкома» утроилось, составив 1240. Собственные офисы предоставляют более широкий набор услуг для клиентов, чем независимые торговые сети, но качество обслуживания одинаково высокое как в собственных, так и во франчайзинговых салонах, утверждает она.
Cобственная розничная сеть «МегаФона» насчитывает около 1900 салонов, а всего под брендом оператора их 3800. Этого достаточно для покрытия всей страны и оказания качественных услуг клиентам «рядом с домом», считает представитель компании.
У «Евросети» тоже был опыт открытия франчайзинговых салонов, но последняя такая точка закрылась еще в 2011 г., рассказывает президент этой крупнейшей в России сети салонов связи Александр Малис. Франчайзи обеспечивают быстрый рост розничной сети, но управлять ею становится очень сложно, объясняет он: например, невозможно проследить за соблюдением всеми франчайзи единых стандартов качества обслуживания клиентов.
Конкуренция высока и уровень обслуживания посетителей очень важен, согласна представитель «Связного» Мария Заикина. Для контроля за качеством работы франчайзи, особенно когда речь идет о федеральной сети, франшизодатель должен иметь специальное подразделение, стоимость содержания которого может быть сопоставима со стоимостью развития сети собственными силами, отмечает она. Поэтому «Связной» никогда не использовал франчайзинговую схему и не использует ее сейчас.
Валерий Кодачигов