Вчера МТС сообщила, что с 9 мая прекращает работать с "Евросетью" по дилерскому соглашению. Объемы продаж и платежей абонентов МТС через "Евросеть" "перестали оправдывать затраты на поддержание этого канала продаж", объяснил представитель оператора Дмитрий Солодовников. По его словам, доля платежей, совершаемых через салоны "Евросети", составляла всего около 2%. При этом абоненты смогут оплачивать услуги более чем в 500 тыс. точках, в том числе в салонах МТС, а также через банкоматы МТС-банка и банков-партнеров, специальные сервисы, приложения для смартфонов, электронные кошельки. Приобрести контракт МТС можно в салонах оператора и его партнеров, а также через интернет-магазин компании. В "Евросети" отказались от каких-либо комментариев.
Участники рынка давно ждали прекращения сотрудничества МТС и "Евросети". С 2008 года 49,9% ритейлера владеет конкурент оператора "Вымпелком". В конце 2012 года "Вымпелком" довел свою долю до 50%, владельцем еще 50% стал "МегаФон". МТС за это время выстроила собственную розничную сеть (состоит из более 4 тыс. салонов), также компания сотрудничает со "Связным" (более 3 тыс. салонов).
В апреле 2009 года МТС прекращала прием платежей и продажу контрактов в салонах "Евросети", посчитав, что ритейлер не обеспечивает своевременные поступления средств на лицевые счета ее абонентов. Стороны обменялись судебными исками: МТС требовала с "Евросети" 1,07 млрд руб., "Евросеть" с МТС — 499,1 млн руб. В ноябре того же года контрагенты заключили мировое соглашение, договорившись произвести зачет встречных обязательств. В итоге "Евросеть" обязалась выплатить МТС остаток долга — 501 млн руб. В "Евросети" конфликт объясняли своими взаимоотношениями с другими операторами. "Поругались из-за того, что "Евросети" нужно было определиться, с каким из операторов — МТС или "МегаФоном" — заключать маркетинговое соглашение. Мы можем активно продвигать только двух игроков",— говорил в интервью "Ъ" президент "Евросети" Александр Малис в начале 2010 года. В августе 2010 года стороны возобновили партнерство.
Проблемы с ритейлерами возникают и у других операторов. Так, летом 2013 года "Вымпелком" прекратил отношения со "Связным". Представители "Вымпелкома" объясняли, что по мере развития собственной монобрендовой сети и на фоне снижения общего объема продаж "оптимизируют каналы дистрибуции". Доля "Связного" в продажах "Вымпелкома" составляла 6-8%. Кроме того, при продаже контракта оператор выплачивал "Связному" часть выручки привлеченного абонента, а возможность оплатить счет в салонах ритейлера как минимум увеличивала поток людей в эту сеть, что не соответствовало интересам аффилированной с "Вымпелкомом" "Евросетью", отмечали тогда эксперты. В декабре прошлого года "Вымпелком" и "Связной" возобновили сотрудничество, но уже через месяц абоненты оператора снова не могли пополнить счет в салонах ритейлера из-за технических проблем, объясняли в "Вымпелкоме". "Сейчас со "Связным" мы обсуждаем сочетание технических и коммерческих условий взаимодействия в отношении приема платежей",— сообщила вчера представитель "Вымпелкома" Елена Прохорова.
Анна Балашова