Сотовый оператор МТС претендует на рынок услуг на основе местоопределения абонентов. Как стало известно РБК daily, для этого МТС создала "дочку" "МТС П", которой поручено организовать бизнес по разработке датчиков и терминалов и создать операторскую компанию по предоставлению услуг на базе позиционирования.
По данным ИК "Финам", объем мирового рынка услуг спутникового позиционирования сейчас составляет 3,2-3,5 млрд долл. На Россию, по официальным оценкам, приходится всего лишь 5 млн долл. По прогнозу "Финама", средние темпы роста до 2012 года будут составлять не менее 60% в год.
При этом, по оценке Международного союза электросвязи, порядка 60% услуг местоопределения требует более высокой точности, чем дает GPS-приемник. МТС строит свою систему путем комбинирования сервисов сотовой сети и системы спутникового позиционирования ГЛОНАСС.
Координаты, полученные с помощью спутниковой навигации, сопоставляются с координатами базовых станций МТС, на которых установлен приемник ГЛОНАСС (референцные станции), - это повышает точность их вычисления. На данный момент МТС потратила 1 млн долл. на разворачивание сети из 22 референцных станций в Москве.
"Созданная нами система позволяет обеспечить значительно большую точность определения координат, чем GPS, - говорит вице-президент по техническому развитию МТС Юрий Громаков, - сейчас этими услугами пользуются, к примеру, московская служба скорой помощи и ряд строительных компаний. В будущем, когда появятся компактные по размерам терминалы, услуга будет интересна и некорпоративным абонентам". На сервисах позиционирования МТС уже заработала в 2006 году порядка 300 тыс. долл.
Сейчас решается вопрос о создании совместного предприятия, куда могут войти, в частности, АФК "Система" и МТС. Согласно предварительному бизнес-плану СП планирует совместные инвестиции в размере 30 млн долл. в развитие сети в 50 наиболее экономически развитых регионах. Например, совместное предприятие могло бы взять на себя часть работ по созданию координатной основы земельного кадастра и кадастра объектов недвижимости.
Аналитик J'son&Partners Ирина Астафьева считает, что услуги позиционирования МТС не станут массовыми: "Скорее всего даже среди корпоративных клиентов МТС количество подписчиков нового сервиса будет невелико".
Другие операторы также интересуются услугами на основе местоопределения абонентов. В "МегаФоне", к примеру, говорят о перспективах сервисов Assisted GPS, являющихся совмещением спутникового и GSM или UMTS-позиционирования. Такой вид позиционирования обеспечивает большую скорость поиска спутника и меньший расход заряда батареи, так как терминал, определив приблизительное местонахождение абонента через сотовую сеть, быстрее может связаться с нужным спутником.
"Когда пользователь приобретает устройство спутникового позиционирования, он платит один раз за устройство и раз-два в год за обновление карт. По такой схеме оператору сложно построить коммерчески успешный сервис, - говорит директор департамента новых технологий и проектов компании "МегаФон-Москва" Денис Ирз. - С другой стороны, абонент так же оказывается один на один со всеми проблемами, которые у него возникают, так как производители терминала и карт не особо заинтересованы в создании служб поддержки. Поэтому де-факто сейчас более удобным для массового пользователя остается GSM-позиционирование, несмотря на то что оно обеспечивает меньшую точность. Ситуация может измениться с выходом на рынок сервисов Assisted GPS".
Антон Бурсак, Тимофей Дзядко