Вступительным словом открыл мероприятие Алексей Владышев, основатель Zabbix, который рассказал о компании, направлениях ее работы, истории развития и о том, что ее характеризует сегодня. «С момента основания компании в 2005 году не было ни одного года, когда бы мы не росли. На данный момент оборот компании составляет порядка 8 млн. евро - это цифра 2018 года. Zabbix стал одной из самых популярных систем мониторинга в мире, а в ряде стран номер один - в Японии, Бразилии, России и в некоторых странах Западной Европы. С самого начала Zabbix создавался как система для пользователей из разных стран, всегда была поддержка локализаций, и сейчас я очень рад, что у нас существует сайт на русском языке, переведена вся документация и есть поддержка на русском. Компания насчитывает более 130 партнеров по всему миру, в том числе и в России, которые предлагают наши сервисы, и в 75 странах находятся наши клиенты, которые ими пользуются».
Также Алексей Владышев поделился с залом секретом успеха компании: «Нам удалось найти хороший баланс между свободным продуктом, которым мы делимся, и устойчивым ростом бизнеса. На энтузиазме можно начинать, но если мы хотим создавать продукт на профессиональном уровне, который соответствует высоким стандартам качества, то бизнес составляющая важна. Я рад, что мы наконец пришли в Россию и сможем ближе работать с нашими партнерами и что компаниям из России будет проще работать с нами, мы сделали правильный шаг - и это начало большого пути».
Игорь Шарыгин, начальник управления разработки и сопровождения систем процессингового центра АО «Альфа-Банк», поделился опытом использования систем мониторинга на примере процессингового центра. Спикер прошел путь от создания центра до сегодняшнего дня, и когда в моменты развития встала проблема узнавать об инцидентах раньше клиентов, которые писали в социальные сети, на помощь пришел Zabbix. «Сейчас мы активно начинаем мониторить и финансовые показатели, 300 авторизаций в секунду (нагрузка в пиковые часы) - это большие деньги, поэтому помимо доступности наших систем, мы смотрим финансовые показатели. В планах увеличить количество метрик и покрыть 99% инфраструктур».
Следующими выступили представители Сбербанка, Андрей Коваленко, управляющий директор Департамента пользовательских решений (SberUser) ПАО «Сбербанк», и Алексей Евтушенко, генеральный директор ООО «Сбербанк-Сервис». «Сбербанк - это огромная инфраструктура с отделениями по всей стране. Компания старая и количество инсталлированного оборудования огромно, к сожалению, все оно многих вендоров и разновозрастное, минус в том, что давать единое качество на всей территории сложно. Чтобы добиться этого качества, нужен мониторинг. Исторически в Сбербанке использовалось много систем, но, когда начался процесс централизации, проблема выбора единой системы встала в полный рост. Среди критериев, которые ставил перед собой банк: масштабируемость, соотношение цена — качество, высокая производительность, корреляция событий. Критично важно было получить возможность мониторить всю разнородную инфраструктуру. И выбор остановился на платформе Zabbix. Потому что платформа открытая, есть возможность ее дорабатывать и быстро адаптировать. Сначала мониторингом занималась команда внутри банка, но после стало ясно, что лучше выделить специализированную группу, которой и стал Сбербанк-Сервис». Более подробно о Сбербанк-Сервис рассказал Евтушенко Алексей.
Мониторингом в компании QIWI занимается небольшая команда из 4х человек, и они отлично справляются с работой, по словам Николая Самосвата, менеджера ИТ-проектов QIWI. «Сейчас время обнаружения сократилось с 15 минут до 3-5 минут, время диагностики теперь составляет 10 минут вместо 40. Достигнуть этого удалось благодаря изменению настроек Zabbix, которыми пользовались изначально. Основное, что мы сделали - это отказались от ручных операций, все рутинные действия автоматизированы полностью путем интеграции с внутренними системами, что позволило направить силы администраторов на развитие мониторинга».
Применение решений Zabbix нашли и в ООО «Ноябрьскнефтегазсвязь», об этом рассказал Антон Петров, начальник отдела реагирования на инциденты и мониторинга сети. «В связи с большим количеством объектов наблюдения, были поставлены задачи по сокращению времени реагирования на аварийные события дежурной смены, сокращению длительности простоя сервисов для заказчиков и увеличению скорости взаимодействия технической поддержки с операторами связи. Сейчас в ННГС развернуто два Zabbix: по технологической сети и сети заказчиков. В качестве первичного инструмента мониторинга используется ICMP, им выполняется проверка доступности узлов сети, вычисляется процент потерь и значение сетевой задержки. Одного этого протокола недостаточно для полноценного мониторинга, поэтому дополнительно используется SNMP, им обнаруживаются серийные номера на оборудовании, загрузка сетевых интерфейсов, статус портов и другое».
В рамках второй части мероприятия были рассмотрены более технические составляющие системы мониторинга Zabbix. Алексей Владышев очень подробно поделился тем, что нового в Zabbix 4.2.
В своем выступлении Денис Ананьев, главный специалист ПАО «Росбанк», отметил, что в Росбанке с Zabbix также знакомы уже давно, уже более 5 лет банк постоянно работает с системами мониторинга. Он привел следующие данные: «В 2019 году создано более 200 уникальных шаблонов, на мониторинге находится более 2000 хостов, используется более 120тыс. метрик, Zabbix имеет полный охват инфраструктурного мониторинга от сетевого до прикладного уровня». В планах у компании дальнейшее развитие систем, в том числе создание кластерного DR решения. В Росбанке используется уникальная кластерная конфигурация на базе Oracle. Согласно статистике Zabbix эта субд используется лишь в 2-3% случаев, тем не менее в Росбанке все работает хорошо и стабильно.
Также в мероприятии с докладами выступили: Сорокин Сергей Александрович, директор ООО «Заббикс», Нык Валентин Александрович, руководитель отдела систем управления ИТ-инфраструктурой «КРОК», Шумилин Дмитрий Александрович, заместитель директора департамента развития сервиса и аутсорсинга «Сервионика», Каменев Алексей Сергеевич, технический директор «Роспартнёр», Петров Алексей Сергеевич, инженер технической поддержки, сертифицированный тренер Zabbix, Аблеев Илья Матвеевич, руководитель отдела мониторинга Badoo, Кузюткина Элина Леонидовна, инженер технической поддержки, сертифицированный тренер Zabbix.