Онлайн — наш рулевой! МТС рассказали о своей работе в 2020 году

Галактионова Инесса, первый вице-президент по телекоммуникационному бизнесу МТС, в преддверии официального отчета рассказала о деятельности компании в прошлом году и о стратегии ее дальнейшего развития.

Для тех, кто не в теме, отметим, что Инесса Галактионова далеко не новичок в телекоммуникационной отрасли. В период с 2009 по 2013 год она была коммерческим директором ОАО «Теле2 Россия», а с 2013 по 2019 год занимала должность заместителя генерального директора ФГУП «Почта России». Вновь к «чистым» телекоммуникациям она вернулась в феврале 2019 года, заняв должность вице-президента ПАО «МТС» по продажам и обслуживанию. На нынешней своей позиции Галактионова трудится с августа 2019 года.

Как и большинство компаний МТС во время пандемии столкнулась с новыми для себя вызовами. По началу казалось, что на карантин закроются лишь крупные города, но никто не предполагал, что это коснется всей страны.

Поэтому оператору пришлось быстро менять бизнес процессы, но МТС компания большая и перестроиться ей было не так-то просто.

В первую очередь пандемия и связанное с ней сокращение наполовину продаж в «очных» точках показали, что на начало 2020 у МТС онлайн каналы продаж были развиты недостаточно, как в сегменте b2b, так и b2c.

Тем не менее в результате предпринятых мер уже к апрелю 50% всех продаж оператора приходилось на цифровые каналы.

При этом продажи SIM-карт возросли в 2,5 раза. Это в определенной степени объясняется тем, что оператору удалось наладить быструю доставку заказов, да и сам потребитель был готов к онлайн взаимодействию.

У ведущих мировых телеком операторов уровень онлайн продаж достигает 25%. По словам Галактионовой в МТС в перспективе трех лет планируют довести этот показатель до 30%.

При этом на цифровые рельсы планируют перевести и потребителей из сегмента b2b с полным обслуживанием в онлайне без необходимости физического посещения точки продаж для заключения договоров и т.п..

Для этого потребуется изменить витрины, наладить взаимодействие с клиентами и организовать доставку. Последнее в основном актуально для регионов.

Для поднятия уровня онлайн продаж будут в числе прочего задействованы сайты оператора mts.ru и shop.mts.ru.

В каком-то смысле тренировкой на онлайн поле было распространение среди клиентов eSIM карт, которые регулятор выделил операторам для обкатки технологии. За два месяца по цифровым каналам были реализованы все имевшиеся «экземпляры». При этом 70% были приобретены абонентами компании, а и 30% пришлось на новые подключения.

Но несмотря на переход на цифровые рельсы, в МТС не собираются расставаться и со своими розничными каналами продаж.

В конце 2019 оператор объявил о старте программы по оптимизации салонов продаж, так как их количество было избыточно. Всего требовалось сократить 600 салонов что и было сделано ко второму кварталу 2020 года. Дополнительно к этому планировалось

оптимизировать еще 200-300 салонов, но и здесь свои коррективы внесла пандемия, так как было непонятно на какие каналы продаж можно было рассчитывать в ближайшем будущем.

Поэтому на данный момент никаких сокращений и оптимизаций торговой сети не будет.

Единственное, что планируют в МТС, так это сегментацию и перепрофилирование некоторых своих салонов. До недавнего времени более 95% - это были салоны стандартного формата площадью около 30 кв метров. В начале прошлого их число было сокращено до 60%. Сейчас оператор продвигает концепцию флагманских салонов в которых можно приобрести все решения, имеющиеся в наличие у компании, а не только SIM-карты и аксессуары.

Инесса Галактионова, первый вице-президент по телекоммуникационному бизнесу МТС

Инесса Галактионова, первый вице-президент по телекоммуникационному бизнесу МТС

Несколько лет назад МТС заключила партнерское соглашение с компанией Vodafone, чтобы перенимать у нее опыт и использовать в своем бизнесе ее решения. В прошлом году, как отметила Инесса Галактионова, соглашение было пересмотрено со смещением от просто партнерских отношений в сторону достижения конкретных бизнес результатов.

Одно из направлений, которое привлекает оператора у Vodafone – это взаимодействие с b2b клиентами. Благодаря партнерству в этом году МТС планирует запустить продукт, на отладку которого в Vodafone потратили три года.

Кроме того,  у Vodafone имеется большой пул ключевых глобальных клиентов, с которыми компания работает по всему миру, включая России. Благодаря заключенному соглашению МТС сможет получить к ним доступ, чтобы предлагать свои b2b решения.

И, наконец Vodafone является для МТС крупным роуминговым партнером.

Говоря о b2b нужно отметить, что портфолио МТС в этом сегменте было не сильно разнообразно и включало в себя в основном телекоммуникационные решения.

В прошлом году компания пересмотрела свой продуктовый портфель и сделала акцент на облачные решения, в результате спрос на них вырос в два раза.

Также компания осваивает такие консервативные сегменты, как госсектор. Например, клиентом МТС стала корпорация «Развитие Дальнего Востока», а в Ростове сервисы местного МФЦ были переведены в ее облако.

Помимо необходимости перевода бизнеса в онлайн пространство пандемия подтолкнула сотовых операторов, так сказать, к реструктуризации своих сетей. Большое количество абонентов с началом распространения вируса оказалось дома, а другая их часть откочевала за город или вовсе мигрировала в другие регионы, что привело к значительному перераспределению трафика и перегрузкам сети.

Для того, чтобы не ошибиться с направлением развития своей сети в МТС придерживаются стратегии Smart Rollout (умная стройка), позволяющей грамотно планировать инвестиции, в том числе и с использованием big date.

В этом году оператор невзирая на то, что у него большая емкость и широкое покрытие удвоил объем инвестиций на строительство сети в Москве и Московской области и довел их до 16 млрд. руб. Всего будет построено более 6 тысяч базовых станций. Кстати сказать, вместо Nokia будет устанавливаться оборудование компании Huawei.

Одновременно с этим будет удвоена пропускная способность транспортной сети для пропуска трафика от LTE оборудования.

Помимо мобильной связи МТС продолжает развивать и свою фиксированную сеть. Особенно большие инвестиции планируются в Московской области, включая Подольск, Химки, Апрелевку, Наро-Фоминск, Домодедово и Звенигород.

В этом году планируется подключить 400 тыс квартир на скорости до 1 Гб.

Что касается 5G, то в невнятных условиях российской регуляторики МТС, как отмечает Инесса Галактионова, запускает пилотные проекты, на которых учится сама и учит рынок.

Например, МТС совместно с Ericsson построят выделенную коммерческую LTE/5G-ready сеть для металлургической компании ЕВРАЗ на шахте «Шерегешская» в Кемеровской области для цифровизации производственных процессов на предприятии.  На первом этапе сеть будет работать в стандарте LTE 900 с возможностью бесшовного перехода на стандарт 5G без существенных изменений в архитектуре решения.

Также с появлением 5G обретет новое дыхание интернет вещей. Пока же МТС сотрудничает с предприятиями ЖКХ в 72 регионах используя уже разрешенные диапазоны и технологии.

Рубрики: Мобильная связь

Ключевые слова: МТС, 5G, LTE