30 декабря 2020 г. в отдельные статьи ФЗ №210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" внесены изменения, согласно которым госуслуги могут быть предоставлены исключительно в электронной форме.
Эта ситуация вызвала недовольство общественного движения "Родители Москвы". На основании их предложения депутат Госдумы Валерий Рашкин внес законопроект, который предлагает исключить эти пункты. В пояснительной записке сказано, что законопроект направлен на исключение ситуации, при которой государственные или муниципальные услуги будут оказываться заявителю исключительно в электронной форме. "Важно подчеркнуть, что широкому кругу лиц государственные и муниципальные услуги, предоставляемые исключительно в электронной форме, по ряду причин окажутся недоступными. Прежде всего, цифровые технологии не для всех являются привычными, понятными и удобными. В этой связи ущемление права граждан на доступ к государственным и муниципальным услугам является недопустимым. Кроме того, учитывая участившиеся случаи утечки персональных данных граждан, хранящихся в электронных базах данных, представители общественного движения "Родители Москвы" обоснованно выражают опасения по поводу попыток принудить заявителей получать отдельные государственные и муниципальные услуги исключительно в электронной форме. Принятие предлагаемых изменений в ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" обеспечит право заявителей на выбор формы получения государственных и муниципальных услуг", - говорится в пояснительной записке к внесенному законопроекту.
Юрист движения "Родители Москвы", пожелавший остаться неназванным, объяснил корреспонденту ComNews, что исторически 210-ФЗ предоставлял выбор заявителю, в какой форме получать госуслугу. "Но ситуация недавно изменилась неконтролируемым со стороны общества способом: это сделано по-тихому 30 декабря 2020 г. Была внесена поправка в ст.4. п.6, в ст.5 п.3 и в ст.6 п.2., где добавилась незначительная, на взгляд обывателя, формулировка, согласно которой способ оказания услуг остается по выбору заявителя, но только если законом не предусмотрена исключительно электронная форма оказания услуги. Эта незначительная формулировка полностью переворачивает устоявшийся традиционный формат "гражданин - государство". В федеральном законодательстве уже прописаны моменты, когда предусматривается исключительно электронный формат предоставления услуг. (Странно, что это появилось в законодательстве до внесения поправок в 210-ФЗ). Например, в Градостроительном кодексе и законе "О статусе столицы РФ" есть такие формулировки, - рассказывает юрист движения "Родители Москвы" в беседе с корреспондентом ComNews. - При этом в этих законодательных актах перечислен не перечень услуг, которые оказываются исключительно в электронной форме, а указан орган, который будет иметь полномочия устанавливать такой перечень. То есть риски в том, что без обсуждения такие права передаются в единоличное управление – в одни руки представителя органа власти. Если оставить существующую формулировку о возможности исключительной электронной формы госуслуг, то сначала, я думаю, под давлением окажутся школы. В первую очередь примут какой-то дополнительный подзаконный акт о том, что в школах некоторые услуги могут оказываться в исключительно электронной форме. Если у родителей сейчас есть хоть какая-то возможность для маневра, она будет исключена. Например, дневник будет только электронный и все, куда будут уходить персональные данные, неясно".
Юрист движения "Родители Москвы" уверен, что законопроект для полноценного развития демократического общества обязательно должен быть принят. "Иначе это путь к деградации и реальная опасность народного раздражения", - добавил он. На вопрос корреспондента ComNews, не нивелирует ли такая инициатива шаги в направлении цифровизации, юрист ответил, что цифровизацию никто не исключает: по выбору заявителя услуга может быть электронной.
Руководитель направления аналитики и спецпроектов ГК InfoWatch Андрей Арсентьев считает, что вопрос о праве на получение госуслуг в традиционном формате требует обсуждения. "Такое право можно оставить, хотя бы на ближайшие годы, пока в России есть существенная доля граждан, для кого получение услуг в электронном виде затруднено по разным причинам. Однако предоставление услуг в традиционном виде вовсе не означает, что весь документооборот откатится обратно к бумажному формату. Это потребует колоссальных затрат и обесценит саму идею цифровизации. Вряд ли государство откажется от хранения данных о гражданах в электронном виде, поэтому риск цифровых утечек сохранится для всех категорий населения. Вопрос лишь в том, как максимально купировать эти риски. На мой взгляд, предложенный законопроект может быть принят только после внесения целого ряда поправок", - прокомментировал Андрей Арсентьев.
Владелец IT-legal компании "Катков и партнеры" Павел Катков рассказал, что формально закона, запрещающего оказывать государственные или любые иные услуги в электронной или неэлектронной форме, в нашей стране нет. "Как и требования, чтобы электронная услуга имела офлайн-аналог. Однако госуслуги - это особый вид услуг, у государства на него монополия, у потребителя нет выбора: он не может получить эту услугу в другом месте, у конкурента, так как у такой монополии нет и не может быть конкурентов. Есть вариант, что государство пойдет по пути создания нового рынка - рынка операторов государственных услуг, которые, в свою очередь, могут быть как цифровыми, так и аналоговыми, офлайновыми. Другой вариант - монополия на госуслуги сохранится за МФЦ, но тогда, действительно, разумно оставить для граждан офлайновые возможности. Если же это не будет сделано, оспорить это, полагаю, можно будет только в Конституционном суде, заявив о несоответствии определенных правовых актов основному закону государства. Однако станет ли КС РФ обязывать законодателя свернуть с явно взятого им курса на цифровизацию общественной жизни - большой вопрос", - говорит Павел Катков.
Ведущий специалист отдела аудита Infosecurity в Softline Company Анатолий Сазонов считает, что внесенный законопроект направлен только на обеспечение возможности выбора получения гражданином каких-либо госуслуг в электронном или в бумажном виде. "Отношения к повышению безопасности обрабатываемых персональных данных на портале он не имеет и несет скорее популистский характер. Стоит отметить, что доля пожилого населения, пользующегося порталом "Госуслуги", с каждым годом увеличивается, чему способствует общее повышение осведомленности пожилых людей и регулярно проводимые для них государством курсы по обучению пользования современными технологиями", - прокомментировал Анатолий Сазонов.
Сейчас на портале госуслуг предоставляется более 3,1 тыс. федеральных, свыше 45,7 тыс. региональных и более 290 тыс. муниципальных услуг.
Юлия Мельникова