Блокировка Интернета в Казахстане в режиме ЧС: технические подробности

В Казахстане с 4 января наблюдались проблемы с выходом в интернет. Правительство республики осуществляло блокировку деятельности провайдеров в качестве «поддержки борьбы с террористической деятельностью». Блокировка осуществлялась вначале с помощью DPI, затем «вручную». По данным ICT-Online.ru, сегодня услуги в стране восстановлены.

В Казахстане в первой половине января был введен режим чрезвычайного положения: в стране начались беспорядки из-за резкого повышения цен на топливо. С 4 января у граждан начались перебои с интернетом, вечером 4 января полностью прекратили предоставлять доступ к сети мобильные операторы, а 5 января пропала также и фиксированная связь. По оценке NetBlocks, уровень связи Казахстана с мировой сетью снизился со 100% до 2%.

7 января Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сообщил о возможности эпизодического доступа к сети в свете стабилизации обстановки.

С 8 января доступ появился, но далеко не ко всем ресурсам: доступными стали несколько сайтов СМИ, а также сервисы Kaspi (экосистема на основе банка, вобравшая в себя не только расчеты, но и карты, мессенджеры, маректплейс и другие услуги). Далее доступ к сети то возобновлялся в отдельных районах, то снова исчезал. Официальные подтверждения отключения доступа в сеть появлялись от операторов в соцсетях, в том числе отмечалось, что происходящее осуществляется с целью обеспечения антитеррористической и общественной безопасности (что прописано в казахстанском законе «О связи»): блокировка сети Интернет не позволяет потенциальным «террористам» обмениваться данными, соответственно, это затрудняет координацию между ними и мешает дальнейшему планированию.

По данным ICT-Online.ru, к 13 января связь в Казахстане восстановлена, абоненты получили доступ к сети операторов и могут пользоваться Интернетом.

Технологически – в первую очередь казахстанское правительство делало попытки блокировать мессенджеры и онлайн-ресурсы точечно с помощью DPI (Deep Packet Inspection — системы анализа пакетов данных) аналогично российским попыткам блокировки Telegram, однако эти методы оказались недостаточно действенными, так как DPI-оборудование приобреталось изначально для «мирных» целей – обеспечения аналитики данных и приоритезации трафика. Функционал этих аппаратных средств не подошла для эффективной блокировки – говорят эксперты. После первой неудачной попытки операторы получили команду от местных властей заблокировать канал передачи трафика целиком. По другой версии, Комитет национальной безопасности Казахстана имеет возможности осуществлять отключение оборудования операторов даже без их участия.

Оператор Kcell (принадлежащий государственному «Казахтелеком») подсчитав убытки от отключений на 10 января, оценил их в размере 1 миллиарда тенге, что составляет около 170 миллионов рублей. Основной задачей операторы ставили сохранить абонентов, поэтому при отрицательном балансе в этот период их временно не отключали от сети, так как возможностей пополнить счет при отключенном повсеместно интернете попросту не было.

Разумеется, при полностью отключенном оборудовании выход в сеть невозможен, соответственно, не работают ни VPN, ни прокси. Более того, поскольку владельцев сайтов с доменными именами .kz обязали размещать оборудование внутри страны, эти сайты тоже оказались нерабочими и для посетителей из других стран.

Сейчас на территории Казахстана работают «Казахтелеком» – крупнейший государственный оператор, которому принадлежат также операторы Kcell и совместное предприятие Tele2 и Altel, а также сотовый оператор «Кар-Тел», поставляющий связь под торговой маркой Beeline. Кроме того, через Казахстан проходит примерно 180 км магистральной сети российского оператора «ТрансТелеКом» (ТТК) – этот участок сети работает в штатном режиме.

Рубрики: Интернет

Ключевые слова: доступ в Интернет