Таганский районный суд города Москвы удовлетворил иск столичного прокурора и обязал компанию Google снять незаконные ограничения, наложенные видеохостингом YouTube на просмотр документального фильма «Беслан». Он посвящен событиям, связанным с захватом бесланской школы №1 в 2004 году, и был опубликован 3 сентября телеканалом «Россия 1».
Позднее YouTube ограничил доступ к фильму, введя дисклеймер, предупреждающий, что «данное видео может оказаться неприемлемым для некоторых пользователей» и что в нем изображены сцены насилия и жестокости. Эта маркировка была выявлена Роскомнадзором, после чего регулятор официально обратился к Google и назвал действия компании актом цензуры. В РКН призвали IT-компанию соблюдать Конституцию РФ при работе на территории России. От официального ответа в Google воздержались.
«Это аккуратная скрытая цензура, цель которой — снизить охваты ролика», — сообщил «Газете.Ru» депутат Госдумы Антон Горелкин.
Решение суда в отношении ограничения доступа к «Беслану» носит прецедентный характер, так как является первым процессом по делу о цензурировании зарубежной онлайн-платформой российского контента.
«Судебное решение оцениваю позитивно. Это большая наша победа, которая подтверждает правильность выбранного пути. Хватит сюсюкаться — мы должны с позиции силы начинать разговор с IT-гигантами по отстаиванию цифровых прав наших граждан. Необходимо запускать аналогичные процессы против цензуры — те же РИА «Новости», выдачу контента которых неоднократно ограничивали, должны обратиться в прокуратуру с иском к Twitter», — сообщил «Газете.Ru» член Общественной палаты России Александр Малькевич.
Зарубежные IT-гиганты, работающие на российском рынке, далеко не в первый незаконно и немотивированно блокируют и цензурируют контент пользователей из России. При этом, когда компаниям выписывают предписания и штрафы, они их просто игнорируют, тем самым нарушая требования российского законодательства.
Вместе с тем иностранные интернет-компании не активно борются с деструктивным контентом. По данным РКН, на интернет-площадках, принадлежащих Google, сейчас размещены не менее 5,2 тыс. материалов с контентом, признанным запрещенным к распространению на территории РФ. В том числе на YouTube размещено около 4,2 тыс. роликов, призывающих к осуществлению экстремистской и террористической деятельности — ужасные кадры казней, видео с избиением подростков и убийством животных, а также пропагандой наркотиков. Хотя РКН неоднократно требовал удалить такие видео, они по-прежнему доступны широкой аудитории.
Тем временем российские власти активно разрабатывают меры для борьбы с противоправными действиями иностранных IT-гигантов — в частности совершенствуется правовое поле в сфере информационных технологий и прорабатываются дополнительные меры воздействия на компании-нарушители.
«В первую очередь мы должны развивать свои видео-хостинги. Кроме того, важно обязать IT-гигантов открывать локальные офисы в России. Мы работаем сейчас над тем, чтобы была такая законодательная мера. Ведь сегодня ведомствам не с кем разговаривать. Представительства либо носят формальный характер, либо их вообще нет. У нас большой рынок, большая аудитория.
Мы заслуживаем, чтобы крупные интернет-компании открывали офисы в России, а не в Польше, где, например, находится офис Facebook, который курирует и российский рынок. От них надо четко требовать соблюдения национального законодательства. Такой тренд идет и в Евросоюзе, и в Азии», — рассказал депутат Горелкин.
С ним согласен член ОП РФ Малькевич. Чтобы акты цензуры не повторялись, необходимо оперативно обновить соответствующее законодательство, считает он.
«Нужно ставить на место зарвавшихся западных IT-гигантов. Нам нужно принять в кратчайшие сроки пакет мер, включающий в себя закон о саморегулировании соцсетей, а также закон, который обяжет иностранные компании иметь представительства в России. И нужно прописать полный пакет санкцией за неисполнение требований — в том числе запрет на финансовые взаимоотношения с ними и замедление скорости трафика. Надо бить по рукам. Нужно добиваться того, чтобы они исполняли закон. Мы должны перестать бояться того, что они уйдут. На территории России они должны выполнять наши законы. Мы не страна третьего мира — мы перспективный, интересный для них рынок», — заключил эксперт.
Георгий Воронович