В начале июня в Берлине состоялась крупная международная конференция в области управления бизнес-процессами ProcessWorld 2011, организованная компанией Software AG & IDS Scheer (подробнее см. новость раздела "Software AG" от 1 июня 2011 г.). В мероприятии участвовало порядка 1 тыс. человек из разных стран (в целом компания поддерживает 10 тыс. клиентов в 70 странах мира). Интересно отметить, что самой многочисленной иностранной делегацией, посетившей конференцию в этом году, оказалась именно российская делегация. Всего ProcessWorld 2011 приехали 56 специалистов российских компаний, интересующихся процессным управлением (в прошлый раз их было порядка 30-ти). Участники ProcessWorld 2011 представляли организации, работающие в нефтегазовой, финансовой, энергетической, телеком-отраслях из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Иркутска и Рязани. Также на встречу приехали компании из сферы образования, ИТ-консалтинга, металлургии и даже медиа-бизнеса. В этот раз в конференции принимали участие и представители стран СНГ: Казахстан, Грузия и др.
«С одной стороны размер российской делегации соответствует размеру Российской Федерации и это никого не должно удивлять, - комментирует генеральный директор «Software AG & IDS Scheer Россия и страны СНГ» Мария Каменнова. – Но с другой стороны, еще недавно – год или два назад – сюда приезжало меньше народа, поскольку интерес к BPM в России был иным. А уже сегодня можно начинать говорить о зрелости российского рынка. Много наших компаний, интересующихся процессным управлением, готовы инвестировать средства в поездку, для того, чтобы познакомиться с международным опытом реализации проектов, завести нужные контакты и проч. Сейчас настало время понимания необходимости процессного управления. Количество российских компаний, задумывающихся о BPM, с каждым годом увеличивается. Поэтому я думаю, что в следующем году мы привезем в Берлин еще больше народа».
Основную часть деловой программы двухдневной конференции составляли кейсы клиентов Software AG & IDS Scheer из различных стран и отраслей бизнеса. В день обсуждалось более 20-ти проектов в несколько потоков, поэтому каждый из представителей российской делегации мог получить информацию о наиболее подходящих под специфику его собственной деятельности кейсах. Все российские компании, посетившие в этом году ProcessWorld 2011, находятся на разных стадиях реализации BPM-проектов. По словам организаторов, одна из самых интересных с точки зрения глубины внедрения процессного управления компаний – это «Иркутскэнерго». Представитель «Иркутскэнерго», а также компании «Мегафон» поделились с spbIT.ru опытом оптимизации бизнес-процессов в своих организациях.
Начальник отдела управления бизнес-процессами и стандартизации ОАО «Иркутскэнерго» Дмитрий Тимошенко рассказал, что отдельные попытки повышения эффективности путем внедрения методов процессного управления предпринимались с 2003 года. Системная же работа в этой области началась с 2008 года: созданы рабочие группы во всех подразделениях компании, которые занимались описанием процессов используя MS Visio. По словам Дмитрия Тимошенко для этого использовалось так называемая дорожковая диаграмма - наиболее простой и доступный метод описания, применявшийся для того, чтобы вовлечь в работу сотрудников, научить их мыслить категориями процессного управления. В начале 2009 года стартовал перевод процессов, написанных в Visio в систему ARIS. Интересно, что единая база бизнес-процессов на платформе ARIS была размещена на корпоративном портале ОАО «Иркутскэнерго», в результате чего процессы стали доступны для всего персонала компании. Сотрудники получили возможность видеть их, анализировать и делать свои предложения. Помимо этого в 2009 году начались работы по внедрению ARIS Process Governance - системы, которая позволяет фиксировать инициативы персонала по совершенствованию бизнес-процессов, отслеживать и сопровождать эти мероприятия на всем периоде жизненного цикла.
«На данный момент, - говорит г-н Тимошенко, - значительная часть сотрудников поддерживает принципы процессного управления. Схемы бизнес-процессов включаются в стандарты Компании – одна картинка часто полезнее тысячи слов». Кроме того, в Компании существует система мотивации: авторы предложений имеют право на получение определенного процента от экономического эффекта, образовавшегося по факту внедрения мероприятия. С конца 2011года акцент в развитии процессного управления сделан на построении автоматизированной системы мониторинга результативности бизнес-процессов, т.е. когда для выбранных процессов, подпроцессов и функций определяются ключевые показатели эффективности (KPI) и по ним ведется контроль в реальном времени с необходимой детализацией. Построение осуществляется на базе единой платформы ARIS, с использованием модуля ARIS Process Performance Manager.
Присутствовали на конференции и представители телеком-отрасли, а именно операторы «МегаФон» и «Казахтелеком». Опытом внедрения продуктов Software AG & IDS Scheer поделился начальник группы организации бизнес-процессов Департамента информационных технологий СЗФ «МегаФон» Максим Скоринов. По словам спикера, компания «ПетерСтар», петербургский оператор фиксированной связи, до своего присоединения к Северо-Западному Филиалу «МегаФон» работала с программными продуктами IDS Scheer, в частности, с ARIS Process Performance Manager, одним из элементов платформы ARIS для контроллинга процессов. Проект по развёртыванию ARIS PPM стартовал около двух лет назад и был реализован за 9 месяцев. «Опыт работы с IDS Scheer над внедрением PPM можно оценить положительно, – говорит Максим Скоринов. – Мы убедились в работоспособности идей, заложенных в этот продукт. Доказали, что можно получить хороший результат, востребованный со стороны бизнеса. К сожалению, процесс перехода бизнес-пользователей к работе в этой системе отличается определенной инерционностью». При этом, оператор не исключает возможности дальнейшего использования ARIS PPM. «Сейчас для нашего филиала особенно важно оперативно получать достоверную информацию о том, что происходит с бизнес-процессами в условиях интеграции приобретаемых компаний. Поэтому в настоящее время прорабатывается вопрос использования накопленного в «ПетерСтар» опыта и адаптации решения на уровне объединённой компании», - уточнил г-н Скоринов.