В понедельник, 21 марта, Apple проведет презентацию новинок в штаб-квартире компании в Купертино. Инвестиционные аналитики и профильные СМИ ожидают, что главным хитом мероприятия со слоганом Let us loop you in («Позвольте нам поймать вас в петлю») станет четырехдюймовый iPhone, который получит название 5SE или просто SE (special edition — «специальная версия») и станет первым в истории Apple «шагом назад» в дизайне устройств: шестое поколение смартфонов компании включало в себя 4,7- и 5,5-дюймовые устройства, а параметры SE больше всего напоминают iPhone 5S, поступивший в продажу еще в 2013 году.
Зачем производитель iPhone решил вернуться в прошлое и обновить модельную линейку предыдущего поколения смартфонов?
Незадолго до презентации 21 марта Apple объявила результаты за первый квартал 2016 финансового года (три месяца — с октября по декабрь 2015-го). За этот период компания поставила очередной рекорд среди публичных компаний по квартальной прибыли, которая достигла $18,4 млрд при выручке $75,9 млрд. Но за три месяца Apple реализовала 74,8 млн iPhone — всего на 0,4% больше, чем за тот же период предыдущего финансового года. Для Apple это самые низкие темпы роста продаж смартфонов с 2013 года, притом что это был первый полный квартал продаж новых моделей iPhone 6S и 6S Plus.
Смартфоны по-прежнему остаются главным коммерческим драйвером Apple: за последний квартал устройства принесли компании 72% доходов. Проблема в том, что многие владельцы iPhone не торопятся покупать новинки, которые, хоть и обладают более мощными характеристиками, практически всегда оказываются более дорогими, чем предыдущее поколение гаджетов, отмечает Bloomberg. В сентябре 2015 года Apple даже запустила в США специальную программу «обновления» iPhone: пользователи получили возможность покупать смартфоны в рассрочку и раз в год обменивать их на более продвинутые (правда, вместе с обменом рассрочка обнуляется и выплаты начинаются с нуля). Но, по расчетам аналитиков банка UBS, которые приводит Bloomberg, уже в 2016 году продажи iPhone упадут впервые за восемь лет — c 231,2 млн до 218,8 млн устройств.
По оценкам агентства, спустя 18 месяцев после выхода iPhone шестого поколения (6, 6 Plus, 6S, 6S Plus) только 40% обладателей более старых моделей обновили гаджеты. То есть около 60% владельцев iPhone пользуются смартфонами, выпущенными в 2013 году и раньше. Причем проблема «стагнации» модельного ряда актуальна не только для развивающихся стран: по оценкам исследовательской фирмы Kantar Worldpanel, как минимум 55% iPhone, используемых в США, — старше 2,5 года.
Возвращение к четырехдюймовому корпусу позволит Apple удешевить новое устройство и подстегнуть продажи. Согласно оценкам инвестиционной компании KGI Securities, цена на модель SE в США составит около $400–500. Для сравнения, цена на iPhone 6S стартует от $649. Более дешевая модель позволит Apple не только мотивировать пользователей на обновление устройств, но и укрепит позиции производителя на активно растущих рынках Азии и Латинской Америки, где компания пока проигрывает более бюджетным конкурентам, пишет Mashable. Огромный потенциал есть и у Индии, где продажи Apple интенсивно растут: в 2015 году — на 76% (до 1,7 млн смартфонов).
Продажи «нового старого» устройства могут принести Apple дополнительные $5,5 млрд в 2016 финансовом году и дополнительные продажи в объеме до 10 млн устройств, приводит издание Apple Insider прогноз аналитиков RBC Capital Markets. По их мнению, с iPhone SE компания сделает ставку на Индию, а второй категорией потенциальных покупателей новой модели станут нынешние обладатели устаревших устройств iPhone 5C и iPhone 5S.
Аналитик фирмы Piper Jaffray Джин Мюнстер предполагает, что выход модели SE также позволит Apple снизить цены на iPhone 5S с нынешних минимальных $372 (в США) до $250–350. Правда, по данным 9to5mac, выпуск 5S после выхода SE может прекратиться.
Apple начала продавать смартфоны в 2007 году. С тех пор компания реализовала уже около 900 млн смартфонов, из которых значительную долю на рынке занимает 5S, заменой которому может стать новый четырехдюймовый смартфон.
Самой популярной моделью от Apple является iPhone 6, выпущенный в 2014 году: на него приходится 34,5% всех используемых в мире iPhone, свидетельствуют данные аналитической фирмы Mixpanel. 5S — на втором месте по популярности. Несмотря на то что после его анонса компания выпустила уже два поколения «шестых» iPhone, на последнюю в модельном ряду «пятерку» приходится 17,5% всех используемых смартфонов Apple.
Данные Mixpanel подтверждает и сентябрьское исследование аналитиков Localytics: по данным компании, на iPhone 6 приходится 30% всех используемых устройств, на втором месте — iPhone 5S с 23,7%.
В России 5S — тоже одна из самых популярных моделей iPhone, рассказали РБК представители «МегаФона» (в сети оператора уже более 1 млн владельцев 5S) и МТС. У абонентов «ВымпелКома» (бренд «Билайн») чаще встречаются еще более ранние модели — 4 и 4s, а iPhone 5S занимает третье место по популярности, говорит представитель компании. В продажах российских ретейлеров среди всех iPhone тоже лидирует 5S, свидетельствуют данные «Евросети» по всему рынку за 2015 год и информация «ВымпелКома» по его салонам за февраль 2016-го.
Алена Сухаревская, Елизавета Архангельская