Компания «СёрчИнформ» опросила ИБ-специалистов – родителей детей от 7 до 16 лет о том, что они считают безопасным поведением детей в интернете и какие ограничения считают важным вводить для их защиты. Опрос касался основных вопросов, которые чаще всего вызывают споры: запрещать ли соцсети, с какого возраста покупать смартфон, использовать ли устройства для слежения. На вопросы отвечали люди, в чьи профессиональные обязанности входит обеспечение безопасности. Они ранжировали свои ответы для детей разного возраста: учеников начальной, средней и старшей школы.
ИБ-специалисты, как видим из результатов опроса, – тревожные родители. Единицы считают, что использовать устройства для определения местонахождения ребенка не нужно, даже родители старшеклассников. Правда тех, кто доверяет гаджетам вроде смарт-часов, немного даже среди родителей младшеклассников. Большинство опрошенных предпочитают использовать для контроля мобильные телефоны: чтобы созваниваться или что-то использовать приложения для определения геолокации.
Функция родительского контроля – обязательное требование к смартфонам, которыми ИБ-родители готовы снабдить своих детей. Телефон в бесконтрольное пользование детям из начальной школы не готов доверить ни один из опрошенных, в средней школе – только 10%. Да и у старшеклассников в смартфоне должна быть функция родительского контроля, считает 43% опрошенных.
В вопросе того, сколько времени детям можно проводить в интернете, ИБ-специалисты менее непреклонны. 17% опрошенных считают, что школьники начальной школы могут находиться в интернете сколько угодно, при этом 7% разрешают это, даже если по учебе не все идеально. В средней школе 25% опрошенных разрешили бы детям неограниченно пребывать онлайн. А в старшей сговорчивых уже 60%, 38% из них не будут препятствовать нахождению ребенка в интернете при условии, что не падает успеваемость.
Такая благосклонность объясняется тем, что в интернете можно найти много полезного, в том числе по учебе. А вот к соцсетям опрошенные ИБ-специалисты не так благосклонны. Даже среди родителей старшеклассников достаточно тех, кто уверен, что родители должны иметь доступ к аккаунту ребенка, таких 28%.
Но если аккаунт есть, родители должны брать ответственность за обучение безопасному поведению в интернете. Среди опрошенных нет ни одного, кто считал бы, что это ответственность школы. И почти нет тех, кто готов оставить ребенка один на один с этим вызовом. Большинство, от 53% до 57%, сказали, что учат детей, как распознавать фейки, социальную инженерию, как реагировать на буллинг.
Также на сознательность ставят опрошенные и в вопросе того, что читать и смотреть в интернете детям. 47% используют для ограничения детский режим в устройствах и сервисах, но это родители учеников начальных классов. Большое же число родителей предпочитают не вводить запреты, а беседовать с детьми и делать совместные выводы. Даже среди родителей маленьких детей такого мнения придерживается 34% опрошенных.
«Наш опрос показал, что ИБ-специалисты не самые жесткие родители и не готовы устраивать своим детям аскетичную жизнь в цифровом мире. Не против аккаунтов в соцсетях и не слишком строги в том, чтобы ограничивать экранное время. При этом как и на работе, предпочитают иметь возможность контролировать доступы, даже когда речь о старшеклассниках, – комментирует Лев Матвеев, председатель совета директоров «СёрчИнформ». – ИБ-специалисты серьезно относятся к обучению своих детей, потому что любые ограничения и запреты работают хуже, чем критической мышление и здоровая осторожность. Детям как минимум нужно объяснять, какими должны быть надежные пароли и важность двухфакторной аутентификации, как распознать социнженерию, где можно подхватить вирусы и как сохранить приватность в Сети. Я также уверен, что новое время приносит новые вызовы: так, настала пора объяснять детям про опасность дипфейков и, конечно, об ответственности за собственные действия в сети».