С 15 июля 2016 г. вступили в силу изменения в закон 54-ФЗ ("О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа"). Согласно им, организации и индивидуальные предприниматели должны использовать только кассы с функцией онлайн-передачи данных в налоговую. Передачу данных будет осуществлять оператор фискальных данных.
До 1 февраля 2017 г. использование новых касс было добровольным. С 1 февраля 2017 г. в налоговой можно поставить на учет только новую кассу. К 1 июля 2017 г. все старые кассы нужно будет заменить на онлайн-ККТ или модернизировать. Кроме того, с 1 июля 2017 г. вступает в силу требование об обязательном использовании интернет-магазинами онлайн-касс.
Как сообщил корреспонденту ComNews представитель пресс-службы Сбербанка, новое решение - это комплекс, который позволит осуществлять действия от передачи товарной корзины в момент проведения операции на сайте до аренды онлайн-кассы в облачном сервисе "Атол", а также который предусматривает приобретение фискального накопителя и заключение необходимых договоров. В состав решения входит необходимый комплект документов, аренда онлайн кассы, приобретение фискального накопителя и использование услуг оператора фискальных данных (ОФД, ведет передачу фискальных данных от продавца в налоговую). Чтобы арендовать онлайн-кассы и приобрести фискальные накопители, необходимо подключиться к сервису "Атол Онлайн", провести технические настройки сайта и пройти процедуру регистрации в ФНС. Решение доступно клиентам, которым Сбербанк предоставляет услугу интернет-эквайринга.
Для всех текущих клиентов, имеющих договор интернет-эквайринга со Сбербанком, стоимость услуги по аренде онлайн-кассы составляет 1900 руб. в месяц. Стоимость фискального накопителя — 6100 руб. При выборе оператора фискальных данных (ОФД), рекомендованного Сбербанком, дополнительная плата за услуги ОФД не взимается. "Сбербанк предоставляет услугу интернет-эквайринга более чем 12 тысячам интернет-магазинов, за год пул наших партнеров увеличился в 3,5 раза", - отметила старший управляющий директор блока "Розничный бизнес" Сбербанка Светлана Кирсанова.
Руководитель бизнес-проекта "Атол Онлайн" (сервис по аренде онлайн-касс для интернет-магазинов) Юлия Носова рассказала, что компания предоставляет клиентам онлайн-кассу как сервис. В его основе – облако, программные технологии "Атол" и кассы Атол 42ФС. Сервис обеспечивает формирование кассовых чеков со всей необходимой информацией о продажах в момент расчета с покупателем и передачу их оператору фискальных данных. По ее словам, Сбербанк выполнил интеграцию своего платежного шлюза с сервисом "Атол Онлайн" и обеспечил настройки подключения из своего личного кабинета.
"Сервис "Атол Онлайн" подключили уже более 10 компаний, среди которых есть крупные представители интернет-ритейла, например, международный дистрибутор одежды и торговая онлайн-площадка SkyBuy", - рассказала Юлия Носова. "Уже сейчас мы готовы подключать клиентов Сбербанка к сервису "Атол Онлайн", весь цикл подключения может занимать до семи дней, а через месяц срок будет существенно сокращен", - подчеркнула она.
Однако, как говорит Юлия Носова, до 1 июля 2017 г. остается всего месяц и вероятность, что все онлайн-ритейлеры успеют перейти на новый порядок работы, невелика. "Возможны разные варианты развития событий. Первый – отказ интернет-магазина от приема оплаты с помощью платежной карты и сохранение приема других электронных средств платежа. В этом случае предприниматель не будет обязан применять ККТ до 1 июля 2018 г., но из-за вводимых ограничений по оплатам он может потерять часть заказов. Второй вариант – интернет-магазин продолжает работать, как и раньше, при условии, что он заранее принял меры для перехода на новые правила и заключил договор, но его подвел ИТ-поставщик в связи с дефицитом фискального накопителя", - сказала она. По ее словам, Минфин планирует выпустить документ, отменяющий наказание ритейлера в подобных случаях при наличии подтверждения принятых им мер.
Представитель интернет-магазина Ozon.ru Мария Назамутдинова говорит, что технически компания готова исполнять требования закона. "Но в настоящий момент существует проблема дефицита фискальных накопителей, так как потребности рынка превышают возможности производителей", - посетовала она.
Представитель федерального ритейлера "Связной" Сергей Тихонов отметил, что процесс перехода на новые онлайн-кассы в интернет-магазине идет по плану. "На данный момент мы почти готовы к изменениям в законодательстве", - заявил он, не раскрыв инвестиции компани в переход на онлайн-кассы. По его оценкам, процесс перехода на новые кассы у крупного интернет-магазина может занять срок от четырех до шести месяцев.
На онлайн-кассы в определенный законодательством срок перейдут как обычные точки продаж, так и онлайн-магазин "М.Видео", заявил представитель пресс-службы компании.
Представитель Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) считает переход на онлайн-кассы благом для всего рынка онлайн-ритейла. Это поставит "белых" игроков рынка в одинаковое положение с "серыми" и "черными", которые обычно не пробивали чеки при клиенте. По его словам, члены АКИТ приветствуют онлайн-фискализацию и активно внедряют ее в работе. "Так, например, компании "М.Видео", "220 вольт", "Юлмарт", "Детский мир" несколько лет назад были первыми в эксперименте по внедрению онлайн-фискализации, прошедшем успешно. Сегодня компании "Ситилинк", "Снежная королева","Адамас", re:store также уже используют онлайн-кассы", - добавил он.
Елизавета Титаренко