По данным Минфина США свыше 40% всех транзакций на платформе связаны с деятельностью хакеров и как минимум 8 программ-вымогателей использовали SUEX для выведения средств. Активы компании на территории США заблокировали, а гражданам запретили использовать обменник. Управление по контролю над иностранными активами (OFAC) вместе с Chainalysis провели расследование, в котором пришли к выводу, что SUEX перевела более $20 млн от крупнейшего в России нелегального маркетплейса Hydra, который торгует наркотиками и поддельными документами.
Тем временем, ассоциация глобальных финансовых рынков призвала внести изменения в правила, предложенные мировыми центральными банками и регулирующими органами в отношении требований к капиталу для работы с криптовалютой. Ассоциация, в состав которой входят JPMorgan Chase и Deutsche Bank и др. выступила против правил, представленных в докладе Базельским комитетом по банковскому надзору. Базельский комитет по банковскому надзору, в который входят: Федеральная резервная система, Европейский центральный банк и другие ЦБ представил на рассмотрение свое видение того, как обращаться с криптовалютными активами. Ведущий мировой разработчик стандартов банковского регулирования предложил новое строгое правило, которое требует от банков откладывать $ в капитале на каждый биткоин, которыми они владеют. Комитет заявил, что банки должны применять к биткоину большой коэффициент риска 1250%. Комитет сослался на отсутствие учета криптоактивов и очень высокую волатильность. В ассоциации заявили, что предложения комитета настолько консервативны, что, по сути, исключают участие банков в торговле криптоактивами.
Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын считает, что у запрета на деятельность SUEX будут следующие последствия: "Поскольку спрос на услуги, которые предоставлял обменник, никуда не исчезнет, их будут предоставлять другие, но дороже. Во-вторых, криптобиржи, вроде Binance, которые отработают сейчас технологии быстрой реакции на санкции, будут пытаться использовать факты сотрудничества с властями для того, чтобы их официально пустили на американский рынок и позволили привлекать деньги, например, посредством IPO. Сейчас им приходится трудиться, в основном, на островах, например, на Каймановых. Но перспективы смягчения позиций властей маловероятны. Даже ставшая публичной Coinbase (NASDAQ:COIN) на днях пожаловалась, что Комиссия по ценным бумагам (SEC) запретила ей выпускать новый лендинговый продукт, т.е. позволить пользователям кредитовать бизнес и других пользователей.
Леонид Делицын уверен, что на российский цифровой рубль история с санкциями против SUEX не повлияет никак, поскольку цифровой рубль – это не криптовалюта, а проект тех же самых рублей, которые будет выпускать то же самое государство, что и раньше, а не майнеры. Это будет не новый вид валюты, а способ существования рубля.
Что касается рекомендаций Базельского комитета, то, по оценке Леонида Делицына, банки будут их учитывать. "Банки, конечно, хотят предоставлять клиентам операции с криптовалютами. Сейчас на таких операциях зарабатывают криптобиржи и криптообменники – новые, возникшие помимо традиционной финансовой системы компании. Банки, естественно, тоже хотели бы получить кусок от этого пирога. Но банки ведь не просто хранят средства в сейфах – они пытаются их эффективно инвестировать. То же самое произойдет и с криптовалютами, они не будут лежать мертвым грузом. Если банк просчитается, то может оказаться не в состоянии вернуть средства вкладчикам. Соответственно, Базельскому комитету оставалось лишь оценить возможные колебания курсов криптовалют, а они огромны", - объясняет Леонид Делицын. Соответственно, по его словам, и резервный капитал для страхования операций должен быть столь велик, что привлекательность операций теряется. "Комитет может рекомендовать то, что считает правильным, либо закрыть глаза на шалости банков с криптовалютами и делать вид, что не замечает их. Вероятнее всего, определенные рекомендации будут приняты. Банки останутся в стороне от крипторынков, и зарабатывать на крипте будут другие компании. Но и в случае коллапса обанкротятся не те банки, к которым привык обыватель, а различные криптоструктуры вроде SUEX, которыми пользуются только самые веселые и находчивые", - говорит Леонид Делицын.
Анна Сапрыкина