Международная группа разработки мер по борьбе с отмыванием денег (FATF) рекомендовала ввести контроль за оборотом криптовалют. Теперь площадки для ICO, администраторы криптокошельков и виртуальные обменники должны отчитываться перед Росфинмониторингом. Ценовой порог, с которого начнется контроль, будет установлен дополнительно. Для операций с обычными деньгами это 600 тыс. рублей. Как рассказал «Известиям» замглавы Росфинмониторинга Павел Ливадный, изменения в российское законодательство будут внесены в ближайшее время. Контроль за криптосферой повысит уровень защиты инвесторов и прозрачность индустрии, а значит, и доверие к ней, полагают эксперты.
Как пояснил Павел Ливадный, все страны — участницы FATF должны будут изменить законодательство и ввести лицензирование, регистрацию или учет обменников криптоактивов, площадок ICO и администраторов криптокошельков, а также следить за их деятельностью и соблюдением стандартов для борьбы с отмыванием денег. По его словам, исходя из рекомендаций FATF, криптовалюты могут «цифровым образом обращаться или переводиться, использоваться для платежей и инвестиций».
При этом виртуальными активами не могут выражаться в цифровой форме ценные бумаги, обычные и безналичные деньги, монеты и другие финансовые активы, подчеркнул Павел Ливадный. FATF также определила, что регулируемыми видами деятельности являются обмен виртуальных активов на традиционные валюты, друг на друга, а также их перевод, хранение и размещение.
Изменение рекомендаций FATF лежит в логике участников рынка криптоиндустрии, уверен президент Российской ассоциации блокчейна и криптовалют Юрий Припачкин. Контроль за операциями с виртуальными валютами повысит уровень защиты инвесторов, доверие к отрасли и будет способствовать переводу деятельности участников рынка в правовое поле, что положительно скажется на развитии индустрии в целом, считает он. В противном случае крипторынок уйдет в тень, и это уже происходит, добавил советник предправления ассоциации «Финансовые инновации» Мурад Салихов. Криптовалюты активно обращаются на черном рынке, а легализуют их через обмен на обычные деньги, нанося большой урон экономике, пояснил эксперт.
По мнению Юрия Припачкина, при установлении порога операций, с которого начнется контроль, логично придерживаться уже сложившейся практики. То есть в Росфинмониторинг нужно сообщать о трансакциях на сумму свыше 600 тыс. в рублевом эквиваленте, а операции на сумму до 15 тыс. рублей могут быть анонимными, полагает Юрий Припачкин. Мурад Салихов уверен, что обязательный контроль нужен для операций свыше $100 тыс. (6,5 млн рублей). Если сделать порог ниже, это обременит участников рынка, усилит развитие теневого сектора криптовалют, считает эксперт.
Для контроля операторов криптовалют придется лицензировать, отметил Юрий Припачкин. Это эффективнее, чем, например, ведение реестра таких игроков, пояснил он.
Изменения коснутся закона 115-ФЗ, который определяет контроль за банковскими операциями физлиц в том числе, полагает зампред Локо-банка Андрей Люшин.
Однако действовать нужно аккуратно: новое регулирование уже существующих инструментов стоит внедрять постепенно, уверен инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин. И начинать нужно не с конечных потребителей, а с операторов, пояснил он. Сейчас криптоинвесторы и так, как правило, проходят процедуру KYC («знай своего клиента»), что становится общепринятым стандартом, резюмировал эксперт.
Законопроект «О цифровых финансовых активах», который призван был регулировать оборот криптовалют, в начале года прошел первое чтение в Госдуме. Однако ко второму чтению («Известия» ознакомились с документом) он подошел без понятия криптовалют, а майнинг превратился в способ привлечения капитала. Таким образом, законодательства для криптовалют в России еще нет, но инфраструктура для их обращения фактически есть: через иностранные обменники и криптокошельки. Именно эти операции планируется взять под надзор. Основная цель: не дать криптоактивам обслуживать теневой бизнес.
Анастасия Алексеевских