После стремительного 36%-ного падения цен на акции компания Netflix объявила о планах перехода на более дешевую версию стримингового сервиса, где появятся рекламные вставки. Хотя многие поклонники стараются отрицать влияние на события уход российских пользователей, этот фактор, похоже, стал определяющим и сыграл наиболее важное значение для последующего стихийного обвала цен акций.
Проблемы начались после того, как во вторник, 19 апреля, Netflix опубликовал квартальную отчетность. Вместо существенного роста числа платных подписчиков, который прогнозировался на уровне 2,5 млн пользователей, акционеры узнали о потере 200 тыс. платных клиентов с начала 2022 года. Драматизм ситуации состоял в том, что падение произошло впервые за прошедшие 10 лет. Хотя на фоне 220 млн действующих подписчиков падение не кажется катастрофическим, рынок отреагировал очень бурно: цена акций упала на 36%.
В настоящее время развитие ситуации вокруг Netflix выглядит неопределенной. Например, Азиатско-Тихоокеанский регион сообщил о своем более чем стабильном положении. За последний квартал, охватывающий три месяца по март 2022 года, количество платных подписчиков в этом регионе выросло на 1,1 млн человек.
Главной причиной падения в итоговом квартальном документе названа приостановка работы сервиса в России и сворачивание российских платных программ. По официальным данным, Netflix потерял из-за этого 700 тыс. платных подписчиков в России. Если бы этого не произошло, то суммарный прирост составил бы 500 тыс. человек, говорится в документе.
Кроме того, были названы и другие причины падения доходов компании. Это – совместное использование паролей доступа к стриминговому сервису. Этот аргумент может указывать на то, что реальное число подписчиков Netflix в России было значительно больше.
После объявления квартальных итогов акции компании упали более чем на 25% в течение нескольких часов. Параллельно с этим произошло падение акций других компаний, предоставляющих потоковый сервис - Roku, Spotify и Disney, однако это произошло уже позднее и было скорей побочным фактором кризиса, а не основным.
Необходимо отметить, что Netflix использовал до сих пор только платную модель подписки: основной тариф (9,99 долл./мес.) и Расширенный тариф (19,99 долл./мес.). Это позволяло транслировать контент без назойливой рекламы и использовать один аккаунт для просмотра через любой доступный канал: домашний ТВ, мобильные устройства, гаджеты.
По слухам, теперь Netflix рассматривает в качестве основного решения для выхода из кризисной ситуации – возврат к рекламной модели. За счет ожидаемых доходов планируется компенсировать отток прежних подписчиков. Аналитики оценивают, что Netflix собирается запустить новую бизнес-модель уже к 2023 году.
Пока эта информация не подтверждена, но, как сообщает агентство Bloomberg, это было заявлено во время встречи с инвесторами генерального директора Netflix Рид Хастингс. По слухам, нововведения должны стать «большим изменением для компании». Подробности не сообщаются.
Не понятно также, как рекламная модель будет уживаться в будущем с базовой подпиской. Обычно появление рекламы позволяет вводить бесплатную подписку, и пользователи привыкли к такому продолжению.
Сообщается, что изменения могут произойти очень быстро. Это объясняется тем, что согласно прогнозам, в следующем квартале ожидается дальнейшее снижение количества подписчиков Netflix еще на 2 млн человек.
Наметившиеся отказ части подписчиков от услуг Netflix связан отчасти с началом отмены ограничений, введенных при пандемии. Но наиболее сильное влияние связывают с появлением альтернативных стриминг-каналов: Apple, Amazon и Dinsey.
«Рост нашей выручки значительно замедлился, - было заявлено в письме Netflix акционерам. -Потоковое вещание побеждает линейное, как мы и предсказывали, а названия Netflix очень популярны во всем мире. Однако наше относительно высокое проникновение в домохозяйства — если учесть большое количество домохозяйств, имеющих общие учетные записи — в сочетании с конкуренцией создает препятствия для роста доходов».
Netflix может снизить цену на свои тарифные планы, чтобы обосновать появление там рекламы.
В это время российские пользователи Netflix уже обратились в Хамовнический суд Москвы. Они подали коллективный иск, в котором требуют выплаты 60 миллионов рублей. Причиной выплаты называется односторонний отказ Netflix от предоставления услуг.