Некто Роберт Невский, называющий себя торговым представителем ShenZhen Computer Users Association в России (официальный сайт www.szcua.org), обратился к специалистам нескольких российских ИБ-компаний с предложением купить у них эксплойты, использующие уязвимости нулевого дня (0day, уязвимости, о наличии которых еще не знает компания--разработчик софта), под различное программное обеспечение. Об этом "Ъ" рассказали собеседники в пяти российских ИБ-компаниях, одна из которых Digital Security. Эксплойты представляют собой компьютерные программы, использующие уязвимости в ПО для проведения атак на вычислительные системы.
"Мы заинтересованы в покупке уязвимостей нулевого дня. Нам интересны os/cms/app/software/modems/office/browsers. На данный момент особенно интересны IE/modem/Android/iOS. Цена зависит от продукта. При первой сделке ценовой порог не превышает $100 тыс. (цена обсуждается). Выплаты в три этапа, первый — до получения продукта, второй — после получения и соответствующей проверки и третий — по истечении двух-трех месяцев, чтобы убедиться, что эксплойт не был обнародован",— говорится в одном из сообщений Роберта Невского.
Согласно профилю в LinkedIn, Роберт Невский работает в SZCUA с июня 2016 года. Письма ряду IT-компаний были отправлены в августе, а некоторым — несколько дней назад.
В середине 2015 года несколько британских специалистов в сфере ИБ сообщали на своих страницах в Twitter, что SZCUA обращалась и к ним с подобным предложением, при этом, согласно опубликованным скриншотам, письма рассылались с почтового ящика в домене организации isba@szcua.org. "Я предполагаю, что SZCUA снабжает ими (эксплойтами.— "Ъ") государственные хакерские команды либо продает их на черном рынке внутри Китая",— сообщил "Ъ" сооснователь хакерской конференции Steelcon Робин Вуд, получивший аналогичное письмо от SZCUA. По его словам, в SZCUA "неплохо разбираются в теме". "Я проверил их, отправив им уже опубликованный эксплойт, и они ответили мне, что это не 0day. Они контактировали со мной несколько раз за последние 18 месяцев, а значит, это не просто какая-то группа, которая появилась и исчезнет через несколько недель",— предполагает господин Вуд.
В SZCUA заявили "Ъ", что "ассоциация не ведет бизнес и никогда не делала таких вещей". На вопросы, почему данные предложения рассылались с почты в домене www.szcua.org и правда ли, что Роберт Невский является представителем SZCUA в России, в организации не ответили. Так же поступил и Роберт Невский. На официальном сайте SZCUA говорится, что организация создана в 2007 году, среди ее участников указаны крупные местные компании Kingdee International Software Group, разрабатывающая ERP-системы, и China Greatwall Computer Shenzhen Co, которая производит компьютеры, принтеры, LCD-дисплеи и т. д.
"Эксплойты как суперсила: ими можно воспользоваться во благо или во зло. Можно применять их для и анализа защищенности корпоративных систем либо же организовывать с их помощью кибератаки",— объясняет директор по маркетингу Solar Security Валентин Крохин. Замдиректора по развитию бизнеса Positive Technologies Алексей Качалин добавляет, что эксплойты могут быть использованы в составе систем негласного съема информации. "Часть купленного может идти для массовых систем, продаваемых на рынке спецсредств, вроде FinFisher, а наиболее интересные — припасены для собственных спецслужб и использованы в операциях, проводимых в интересах государства",— говорит он.
В мире есть ряд площадок, которые на постоянной основе занимаются скупкой и перепродажей эксплойтов. Наиболее известные — Zerodium, Zeronomicon и др. За уязвимости в Android и Windows Phone Zerodium готов заплатить до $100 тыс., а в iOS — до $500 тыс. Как ранее сообщал "Ъ", в июне этого года аналогичная площадка под названием Expocod была создана и бывшим сотрудником Росфинмониторинга Андреем Шороховым.
"Надо понимать, что легального рынка 0day не существует. Все имеющиеся на западном рынке покупатели эксплойтов, а именно брокеры или продавцы шпионского ПО, обладают крайне сомнительной репутацией, поскольку занимаются темными делами на грани между преступностью и спецслужбами",— говорит ведущий исследователь отдела аудита защищенности Digital Security Сергей Белов. Валентин Крохин согласен, что попытка купить эксплойты таким образом "выглядит странно". "В России такая сделка — предмет ст. 273 УК РФ "Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ"",— напоминает он. Один из собеседников "Ъ" на рынке ИБ, однако, отмечает, что купля-продажа эксплойтов не всегда попадает под действие УК. "В законе говорится об использовании и распространении "вредоносного ПО", а эксплойты иногда применяются легально, например, для проверки устойчивости IT-систем. Чтобы завести уголовное дело, нужно доказать, что эксплойт бы использовался, например, для взлома, уничтожения информации и других незаконных действий",— поясняет он.
Мария Коломыченко