Каждый квартал в России продается более 1,8 млн устройств с поддержкой NFC, к 2017 году объем рынка бесконтактных платежей в стране составит не менее 20 млрд руб., напомнил директор департамента маркетинга финансовых услуг ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Андрей Макаров, выстпая на форуме "NFC live". Мир меняется, при этом некоторые люди, которые привыкли использовать кнопочный телефон, чтобы с него отправлять SMS, наверное, не поменяются, рассуждает он. Но сейчас нужно ориентироваться не на них, а на молодежь. "Они другие. И мы тоже должны сейчас делать продукт, которым будут пользоваться через пять лет", - считает Андрей Макаров.
Конечно, нужно еще больше недорогих смартфонов с NFC, нужно чтобы такие сервисы как Apple Pay и Samsung Pay, запустились в России, но рынок уже готов к тому, чтобы "все записать в телефон", уверяет представитель МТС. "Оплата транспорта, программы лояльности, платежи – все это должно быть вместе. Если будут отдельные приложения, ничего работать не будет", - считает он.
Существует три основных технологии для загрузки бесконтактных карт в смартфоны с поддержкой NFC: на базе SIM-карты (SIM-centric), мобильного телефона (embedded Secure Element, eSE) и "облака" (Host Card Emulation, HCE). У каждого из них свои плюсы и минусы, но МТС считает наилучшим решение SIM-centric, так как оно наиболее безопасное, сообщила руководитель функциональной группы NFC-платежей оператора Яна Косенкова. Главный недостаток этого варианта – клиенту необходимо идти в салон и менять SIM-карту. МТС, по словам Косенковой, применяет все три технологии. "Мы идем к тому, что в будущем клиент сможет скачать мобильное приложение и через него загрузить себе банковские, транспортные карты, не выходя из дома, удаленно, в любой секьюр-элемент, в какой захочет. Мы не хотим ограничивать клиента", - сообщила она.
Сейчас МТС запустил пилотные проекты и тем клиентам, которые проявляют желание, выдает, поддерживающие NFC SIM-карты с предустановленными банковскими продуктами. Но к концу года оператор начнет распространять NFC-SIM-карты не только в своих салонах, но и в партнерском ритейле, доставлять вместе с NFC-смартфонами при продажах через интернет-магазин. Банковскую или транспортную карту на устройство клиенты смогут загружать самостоятельно через мобильное приложение. Появятся также B2B-продукты для зарплатных клиентов. "В следующем году мы планируем все SIM-карты выдавать с поддержкой NFC", - сообщила Яна Косенкова.
Группа МТС хочет предоставлять сервисы также абонентам других операторов, заявила она. "Их клиенты смогут стать пользователями NFC-сервисов "МТС-банка". В этом мы видим роль HCE-решений", - пояснила Яна Косенкова.
Для ПАО "ВымпелКом" основным как раз стало более простое HCE-решение. Пока выбором довольны и свою карту оператор будет развивать в рамках этой технологии, сообщил директор по развитию финансовых сервисов компании Александр Сахаров. В ближайших планах привязать к карте счет мобильного телефона. "Прежде всего, это востребовано для мелких транзакций вроде оплаты проезда в транспорте и так далее", - пояснил Александр Сахаров.
По его словам, виртуальная карта с технологией HCE позволяет расширять круг клиентов. Сейчас около 30% держателей карты "Билайна" – абоненты других операторов. "Мы рассматриваем финансовые сервисы как одно из основных направлений развития "ВымпелКома", поэтому потихоньку выходим на банковский рынок", - сообщил Александр Сахаров.
Мобильное приложение "Билайн.Деньги" объединяет в себе возможности электронного кошелька и классического банкинга. С телефона можно снять в банкомате деньги, сделать перевод, получить кредит и так далее. При этом, как отметил Александр Сахаров, для операторов финансовые сервисы это "низкомаржинальная история, смех, а не деньги". "Но мы вокруг этого устраиваем другие, более маржинальные сервисы", - добавил он.
В ПАО "МегаФон", так же как в МТС, считают, что технология SIM-centric намного надежнее прочих вариантов, заявил директор по финансовым услугам "МегаЛабс" Айк Карапетян. "К тому же, если ты делаешь продукт на SIM-карте, это еще один якорь, который привязывает абонента и не дает уходить", - добавил он. Но HCE-решения оператор также намерен развивать (уже есть проект совместного электронного кошелька с Qiwi), у него есть свой сегмент.
Основная проблема NFC – нет жестких промышленных стандартов по этой технологии, уверен Айк Карапетян. Это приводит к нестабильной работе. "Когда у человека с топовой моделью смартфона не проходит платеж, это подрывает доверие. Один раз человек обожжется, а потом заставить его пользоваться этой услугой будет очень сложно", - пояснил директор по финансовым услугам "МегаЛабс".
Это подтверждают и данные компании "Евросеть", которая также активно развивает и продвигает NFC-сервисы. Более 50% тех, кто использует возможности этой технологии, сталкивались с техническими проблемами при оплате, еще более 12% жалуются на нехватку точек оплаты, сообщила директор управления телекоммуникационных услуг и дополнительных сервисов "Евросети" Мария Шалина.
Виталий Акимов