«Вымпелком» (бренд «Билайн») и финская HMD Global, выпускающая смартфоны под брендом Nokia, заключили соглашение о стратегическом партнерстве: оператор становится эксклюзивным продавцом смартфонов Nokia 1 и Nokia 2.1 в России, сообщили “Ъ” стороны. Продажи Nokia 1 стартуют в розничной сети и интернет-магазине «Билайн» 16 июля по цене 5990 руб., Nokia 2.1 за 7990 руб.— в начале августа. Оба устройства работают на операционной системе Android Oreo (версия Go). Партнерство с «Вымпелкомом» — «важный этап усиления присутствия HMD Global на российском рынке», отметил глава представительства HMD в России и СНГ Алексей Зенков.
Бренд Nokia, перезапущенный HMD после выкупа этого бизнеса у Microsoft, год назад вернулся на рынок с новой линейкой смартфонов. За это время Nokia сумела вернуться в пятерку крупнейших брендов в России по продажам в штучном выражении: продажи ее смартфонов в июне 2018 года были более чем в десять раз выше, чем годом ранее, отметили в сетях «М.Видео» и «Эльдорадо». Как ранее сообщал “Ъ”, по итогам первого полугодия 2018 года весь рынок смартфонов в России достиг более 195 млрд руб. и около 12,7 млн штук, что выше на 23% в деньгах и 1% в штуках, чем за аналогичный период 2017 года.
По данным источника “Ъ”, знакомого с оценками GfK, на конец первого полугодия 2018 года доля Nokia в штучных продажах на российском рынке составляла около 3%. «Бренд наращивает долю — по итогам первого полугодия она составила 2,6%»,— подтвердила коммерческий директор объединенной компании «Связного» и «Евросети» Дагмара Иванова. Кнопочные телефоны от Nokia «давно завоевали сердца россиян» и по-прежнему востребованы на рынке, считает она. За первые полгода 2018 года рост продаж таких устройств от Nokia, по оценке «Связного» и «Евросети», составил 40% в штуках и 11% в деньгах. В сегменте кнопочных телефонов в первом полугодии Nokia заняла 17%.
После прошлогоднего запуска Nokia действительно в течение полугода заняла около 5% рынка смартфонов в штуках, но уже с апреля 2018 года доля бренда начала падать на 0,1% каждые две недели, отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Новизна прошла, покупатели поняли, что новая Nokia по начинке не отличается от китайских устройств, а по цене выше на 30–40%»,— считает он. В сегменте смартфонов до 15 тыс. руб. сейчас идет острая ценовая война — Huawei и Xiaomi вынудили B- и С-бренды снизить цены на 40%, указывает аналитик. «Но Nokia не может себе позволить так демпинговать, поэтому единственной возможностью для HMD продать хоть какой-то объем смартфонов остается партнерство с ритейлером, который в обмен на маркетинговый и рекламный бюджет возьмется реализовать партию»,— уверен господин Муртазин.
Различные формы партнерств вендоров смартфонов с крупными ритейлерами стали распространенной практикой на российском рынке. Так, в середине июля Asus и МТС объявили о соглашении, по которому оператор становится основным продавцом смартфонов бренда в России. В мае «М.Видео» заключила долгосрочное соглашение о стратегическом партнерстве с Huawei, а у «Эльдорадо» действует аналогичная программа с Honor. В ноябре 2017 года китайский производитель смартфонов Oppo, вышедший на российский рынок за два месяца до того, заключил соглашения о сотрудничестве с «Евросетью», «Связным», «М.Видео» и «МегаФоном».
Юлия Тишина