Участники некоммерческого партнерства (НП) ГЛОНАСС, среди которых крупнейшие телекоммуникационные компании России («МегаФон», «Вымпелком», МТС, Ростелеком и другие) 13 ноября утвердили стратегию развития партнерства на период до 2018 года. Об этом «Известиям» сообщил президент НП ГЛОНАСС Александр Гурко.
Новая стратегия была разработана после того, как первый этап жизнедеятельности партнерства завершился: усилиями НП была создана система экстренного реагирования при авариях «ЭРА ГЛОНАСС», которая теперь передана на баланс государственного ОАО ГЛОНАСС, учрежденного в этом году. Таким образом, сейчас у НП ГЛОНАСС в активе осталась сильная экспертная команда и статус федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности – он обеспечивает НП участие во всех крупных российских государственных и международных проектах, связанных со спутниковой навигацией и телематикой.
Приняв стратегию на дальнейший период, участники партнерства решили, что такой формат взаимодействия на рынке навигационных услуг пригодится им и в дальнейшем. Как сказано в тексте принятой стратегии НП, партнерство предложит свои услуги по созданию крупных навигационно-информационных систем на автотраспорте, главным образом в странах СНГ и БРИКС. Также для стран БРИКС планируются совместные проекты в плане разработки навигационных сервисов повышенной точности, кооперация в плане разработки чипсетов и оборудования.
Органам государственной власти, как российским, так и зарубежным, НП ГЛОНАСС предложит консультационные и информационно-аналитические услуги в плане развития и применения навигационных и телематических технологий. Аналогичное предложение адресовано институтам развития, коммерческим компаниям (как российским, так и иностранным) и стартапам. Также НП готова оказывать консультационные услуги по законодательному и техническому регулированию, созданию и внедрению систем экстренного реагирования при авариях. То есть другим государствам могут помочь создать у себя аналог системы «ЭРА-ГЛОНАСС». На самом деле ряд стран уже декларировали планы по созданию подобных сервисов, например Индия, Белоруссия и Китай.
Пока наиболее перспективным направлением международного сотрудничества в навигационной сфере выглядит Китай. Осенью прошлого года НП ГЛОНАСС и китайская северная промышленная корпорация (NORINCO - крупнейшая в Китае госкорпорация по производству вооружения) договорились создать совместную компанию для продвижения сервисов на основе ГЛОНАСС и аналогичной китайской системы BeiDou (пока в стадии формирования спутниковой группировки) по всему миру. «Стороны приняли решение определить существующие технологические компетенции, которые станут фундаментом для будущего СП, - говорилось в протоколе встречи NORINCO и НП ГЛОНАСС в китайском Чжухае. - Стороны планируют обратиться за государственной поддержкой совместных инициатив по продвижению за рубежом». По словам Гурко, одна из стратегических задач альянса NORINCO и НП ГЛОНАСС – объединение рынков сбыта конечных решений, что, с учетом масштаба китайского рынка, открывает внушительные перспективы для отечественных разработчиков.
- Экспорт российских решений в области автотранспорта имеет значительный потенциал, - говорит член экспертного совета при правительстве РФ Андрей Ионин. – На сегодняшний день мы занимаем лидирующие позиции в части создания крупных систем мониторинга и государственных систем безопасности на основе навигационных технологий. Наглядный пример этого лидества – «ЭРА ГЛОНАСС», такую систему мы создали первыми в мире. В плане международной кооперации наиболее перспективными в ближайшие годы представляются проекты по оснащению транспортных коридоров в рамках ЕАЭС и «Нового шелкового пути», договоренность о которых была достигнута в мае этого года главами России и Китая.
Иван Чеберко