В случае с Билайном (ролик «Роу Минг»), привлекательная стоимость звонков и интернета в роуминге (10 руб/мин и 5 руб/МБ) является всего лишь прикрытием для навязывания обязательных платных пакетов услуг (от 100 руб./день за звонки и 200 руб./день за интернет). Указанные пакеты подключаются автоматически каждый день нахождения в роуминге при совершении звонков/выходе в интернет.
Другими словами, если находясь в одной из стран СНГ, абонент совершит звонок длительностью одну минуту и скачает 1 МБ трафика, то потратит не 15 рублей, как обещает Билайн, а 300. Однако данная информация скрывается от потребителей за счёт мелкого шрифта, который демонстрируется всего несколько секунд, поэтому непредвиденные расходы для потребителей и предвиденные доходы для Билайна неизбежны.
Уловки МегаФона со стоимостью интернета в роуминге выполнены в том же стиле. Обещанная стоимость от 4 рублей за 1 МБ обернется для абонента, подключившегося к интернету, списанием минимум 260 рублей за пакет трафика (нужен он ему или нет). Данная сумма будет списываться каждый день, в котором абонент выйдет в сеть.
Купить один единственный мегабайт за 4 рубля не получится ни при каких условиях. Но информация об этом также по традиции скрывается за счет мелкого шрифта.
В случае с новой рекламной кампанией Yota «Пора отвыкать» речь идёт о классическом обмане с помощью существенных оговорок, которые невозможно прочитать при нормальном просмотре ТВ (демонстрируются не более 3 секунд). В итоге, заявленный безлимитный тариф («интернет в смартфоне без лимитов», «роуминг по России без доплаты») содержит массу скрытых от абонента условий и ограничений по сроку действия, субъектам РФ и сценариям использования.
Напомним, что в основе рейтинга недобросовестности - анализ допускаемых операторами нарушений, связанных с обманом потребителей, введением их в заблуждение, предоставлением неверных или неполных сведений об услугах и товарах. Исследование проводится в отношении крупнейших федеральных операторов мобильной связи - МТС, Вымпелком (Билайн), Мегафон, Tele2, Yota. Результаты представлены в таблице.
Рейтинг является открытым, постоянно обновляется и дополняется. ОПИ продолжает работу по его наполнению и включает в него как материалы ФАС и ее территориальных органов, так и результаты собственных исследований.
Основная задача, которую преследует ОПИ - научить потребителей разбираться в недобросовестных уловках операторов, уберечь их от обмана, предупредить непредвиденные траты в непростых экономических условиях.