Особенность украинского бизнеса «ВымпелКома» – здесь компания работала на базе двух приобретенных активов, в то время как, например, в России сотовый бизнес «Билайн» предпочитал развивать самостоятельно.
Компания «Украинские радиосистемы» (УРС, торговая марка WellCOM) была приобретена ОАО «ВымпелКом» в конце 2005 года и стала одной из самых дорогих (в пересчете на одного абонента) и неоднозначных сделок у последнего. Цена – $231 млн – за оператора, который владел около 1 % рынка (на тот момент – 200 тыс. абонентов), аналитиков смущала с самого начала. Кроме того, эта покупка стала причиной конфликта акционеров «ВымпелКома» – «Альфы-груп» (Altimo) и норвежского Telenor, который разрешился только недавно (см. новость раздела «ВымпелКом» от 6 октября 2009 г.).
В 2008 году «ВымпелКом» стал владельцем одного из крупнейших операторов фиксированной связи с присутствием в России и СНГ – «Голден Телеком», и этот процесс начался еще в начале прошлого года (см. новость раздела «ВымпелКом» от 18 февраля 2008 г.). Сумма сделки составила $4,3 млрд. Интересно, что на Украине этот оператор предоставлял услуги не только фиксированной связи и ШПД (под маркой «Свiт Онлайн») для частных лиц, но и мобильной (в стандарте GSM 1800 под марками «Голден Телеком GSM» и UNI) – то есть у «Билайна» в итоге сделки на территории этой страны появилось сразу два сотовых актива.
Сразу после приобретения «Голден Телекома», которому на территории России также принадлежал ШПД-оператор «Корбина Телеком», «ВымпелКом» начал процедуру объединения активов. В частности, уже в сентябре прошлого года было объявлено о том, что компания отказывается от бренда «Голден Телеком», оставляя марку «Билайн» для всех своих услуг (см., например, новость раздела «ВымпелКом» от 3 сентября 2008 г. и новость раздела «ВымпелКом» от 23 сентября 2009 г.).
Следующим этапом стала техническая и организационная интеграция «Билайна» и «Голден Телекома». Первой территорией присутствия, где этот процесс был успешно завершен, стала Украина. Интересно, что из Москвы для руководства этим процессом был приглашен нынешний руководитель «Билайн Украина» Александр Баринов – его кандидатуру на пост гендиректора УРС утверждал тогдашний президент «ВымпелКома» Александр Изосимов.
По словам представителей украинского «Билайна», этап интеграции можно условно разделить на два этапа – первый начался летом прошлого года и завершился к сентябрю, второй длился до мая этого года. В рамках первого этапа была создана единая система управления объединенных УРС и «Билайна» и также выделены основные направления деятельности: корпоративный бизнес (услуги для крупных корпоративных клиентов, малого и среднего бизнеса) и массовый сегмент (услуги для частных лиц). Общее руководство перешло к Александру Баринову, который стал отвечать за все бизнес-операции «ВымпелКома» в Украине. На втором этапе была произведена техническая интеграция, и, в частности, был создан единый центр управления сетями (ЦУС). Он отвечает за все элементы используемой сетевой инфраструктуры «Билайна» в Украине, включая транспортную сеть, мультисервисную IP-сеть, сеть мобильной связи, сеть фиксированной связи, сеть широкополосного доступа в Интернет по технологии FTTB, узлы сервисных платформ вторичных сетей связи, элементы систем жизнеобеспечения технологических площадок и др.
Ранее у компаний работало два ЦУСа, которые и были интегрированы. Поэтому, как отметил технический директор компании «ВымпелКом» по СНГ Илья Чулюкин, создание нового ЦУСа не потребовало каких-либо значительных инвестиций, т. к. использовались уже существующие площадки и оборудование. Интересно, что, несмотря на то, что организационная и техническая интеграция были завершены в мае 2009 года, компания объявила об этом только сейчас. Это связано, по словам ее представителей, с тем, что ряд бизнес-процессов требовали еще некоторой «доводки». Сейчас же, у украинского «Билайна», как отметил Илья Чулюкин, создана единая бизнес-команда, единая система услуг и их маркетинга и продаж, а также единые стандарты сервисов и техническая инфраструктура.
Что касается последней, то фиксированный сегмент «Билайна» в Украине сейчас включает 15 тыс. км магистральных волоконно-оптических линий (интересно, что из них 2 тыс. достались от «Голден Телекома», а от УРС – 13 тыс.), а также 5 тыс. км внутригородских линий связи. Насчет последних – сейчас услуги ШПД предоставляются «Билайном» в девяти городах Украины, включая Киев, Харьков, Днепропетровск, Житомир, Одессу, Львов. Здесь подключено около 50 тыс. абонентов, при том что охват квартир составляет около 1 млн (сам проект стартовал еще в 2007 году). Количество крупных корпоративных клиентов по услугам фиксированной связи у оператора составляет 1,3 тыс., а абонентов из сектора малого и среднего бизнеса – около 13 тыс.
Как отметил Александр Баринов, интеграция транспортных сетей мобильного и фиксированного сегментов позволила использовать оригинальное техническое решение. Сейчас компания при подключении корпоративных клиентов может использовать специальное устройство, которое обеспечивает фиксированный канал передачи данных, «забирая» его из транспорта до базовой станции мобильной связи, – таким образом, фактически каждая БС «Билайна» становится узлом связи.
Что касается сотовых услуг, то сейчас «Билайн», который обеспечивает национальное покрытие страны, обслуживает около 2 млн человек. При этом ряд абонентов до сих пор обслуживаются сетью «Голден Телекома», хотя в свое время была разработана и запущена кампания по миграции ее подписчиков в УРС.