«Рассматриваемые законопроекты требуют существенной доработки при участии представителей участников рынка электронной торговли, отраслевых ассоциаций, обществ по защите прав потребителей, других некоммерческих организаций, экспертного и научного сообществ», — говорится в резолюции.
Речь идет о проектах законов № 1190171-7 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и № 50212-8 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части пресечения нарушений законодательства Российской Федерации при осуществлении торговли в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Первый предусматривает внесудебную блокировку сайтов по продаже пищевых продуктов, в том числе биологически активных добавок (БАД), второй направлен против сайтов, реализующих любые товары и услуги, не отвечающие требованиям законов.
«Фактически, согласно положениям законопроектов, электронная торговля товарами, не соответствующими законодательству России, приравнивается по степени общественной опасности к наиболее опасным деяниям, таким как распространение информации о детской порнографии, экстремизме, азартных играх, способах обхода ограничений на дистанционную продажу алкогольной и лекарственной продукции», — отметили участники встречи. При этом, указали они, нет достоверных сведений, которые подтверждали бы, что «проблема продажи несертифицированных товаров, несущих угрозу здоровью потребителя, имеет такой же уровень общественной опасности, как и перечисленные выше деяния».
Согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), которые приводятся в резолюции, в 2021 году было выявлено 7 тыс. нарушений, связанных с продажей через интернет не отвечающих требованиям товаров при общем количестве заказов на маркетплейсах в 2,6 млрд за год. Процентное соотношение выявленных нарушений и общего количества заказов в год, как отмечается, составляет всего 0,0003%. «Таким образом, предлагаемое в законопроектах расширение действия механизма административной (внесудебной) блокировки сайтов, являющегося по своей сути крайней мерой реагирования на распространение информации, имеющей высокую степень общественной опасности, не представляется возможным признать обоснованным в достаточной степени», — указывается в резолюции.
Участники дискуссии обратили внимание, что блокировка отдельных страниц сайтов невозможна, поскольку как крупные маркетплейсы, так и небольшие интернет-магазины используют протоколы защиты с зашифрованными данными, а блокировка самих сайтов часто равнозначна прекращению предпринимательской деятельности, что может привести к массовому закрытию компаний, занимающихся интернет-торговлей и «негативно отразиться на благополучии миллионов российских потребителей».
«Особую озабоченность участников мероприятия вызвала высокая вероятность блокировки зарубежных маркетплейсов, на которых зарубежные продавцы реализуют товары, по определению не имеющие сертификатов соответствия согласно нормам технического регулирования Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), но при этом имеющие сертификаты, выданные в стране-производителе», — сообщили в ОП.
Риски имеются и для малого и среднего бизнеса, а также для самозанятых граждан, реализующих продукцию своего производства и не имеющих доступа к процедуре подтверждения соответствия, что может привести к прекращению их деятельности, снижению конкуренции на рынке, сужению предложения и росту цен на товары.
«Снижение предложения товаров и уровня конкуренции, а также повышение издержек участников рынка электронной торговли вследствие предлагаемого регулирования приведет к повышению цен на товары, что отрицательным образом отразится на благосостоянии российских граждан», — опасаются участники дискуссии.
Общий объем российского рынка интернет-торговли по итогам 11 месяцев прошлого года составил 3,17 трлн руб., 2,7 трлн руб. из них приходится на объем интернет-торговли внутри страны, а 433,3 млрд руб. — на трансграничную интернет-торговлю. За этот период через интернет было совершено около 2 млрд заказов.
Согласно исследованию РАЭК «Экономика Рунета 2020/2021», около 70 млн россиян покупают товары в интернет-магазинах. «Кроме того, к 2024 году рынок электронной торговли, ввиду роста так называемой платформенной занятости, то есть предпринимательской деятельности самозанятых граждан с использованием агрегаторов товаров и услуг (маркетплейсов), сможет предоставить работу более 10 млн российских граждан», — отмечается в резолюции.
«Участники мероприятия сошлись во мнении, что введение административной (внесудебной) блокировки интернет-сайтов не представляется признать обоснованным и соответствующим целям государственной политики в сфере развития экономики и цифровой трансформации», — считают в ОП.
Проблему предлагается решать путем использования системы цифровой маркировки товаров, которая позволяет отслеживать продукцию от производителя до потребителя, а также предотвращения оборота контрафактных товаров. Среди других решений — применение штрафных санкций, саморегулирование, повышение цифровой грамотности населения, создание горячих линий для связи пользователей с маркетплейсами, разработка механизма реагирования на жалобы «в разумные сроки и с учетом недобросовестных практик в целях минимизации рисков потребительского экстремизма».