Mail.ru Group запускает Notify — сервис бесплатных для пользователей сервисных уведомлений через «ВКонтакте» и «Одноклассников», сообщили “Ъ” в интернет-холдинге. Клиенты смогут получать уведомления о статусе заказа в интернет-магазине, коды для подтверждения операций от банков, сведения о списаниях со счетов, оповещения о визите к врачу и др. Они приходят от имени группы компании в социальной сети, оформлены в стилистике бренда и могут содержать фото или видео. Аудитория «ВКонтакте» и «Одноклассников» составляет 97 млн и 71 млн пользователей в месяц соответственно, что дает возможность заменить такой рассылкой SMS-информирование для более чем половины абонентов мобильных операторов, которым не придется платить за платные SMS-уведомления, например, от банков, рассчитывают в Mail.ru Group. Уведомления через Notify будут доставляться в наиболее часто используемую человеком сеть из этих двух и только тем пользователям, которые согласились их получать.
Рассылки проходят модерацию — компании не смогут отправлять спам, рекламу и другую нерелевантную информацию, подчеркивает директор по бизнес-продуктам «ВКонтакте» Андрей Новосельский. «Отправители не получат доступ к страницам пользователей и другим личным данным — компания узнает только о факте доставки сообщения»,— добавил он. Тарифицируются только доставленные уведомления, стоимость одного — 0,271 руб. с НДС.
Сервисными рассылками пользуются ритейлеры, банки, компании из сферы обслуживания, медучреждения, госструктуры и т. д. Как ранее сообщал “Ъ”, стоимость таких рассылок растет. Так, Viber, второй по популярности мессенджер в России после WhatsApp, резко повысил тарифы на них, чтобы монетизировать свою популярность для рекламы и рассылок крупных брендов. Например, для «Ростелекома» цена с апреля 2018 года выросла с 18 до 68 коп. за сообщение; стоимость рассылки в Telegram, Facebook и «ВКонтакте» на ближайшие два года для этой компании составляет 62 коп. за сообщение. Viber пока единственный мессенджер, который обладает полноценными возможностями для бизнеса, альтернативой ему мог бы стать продукт от Mail.ru Group, отмечали тогда опрошенные “Ъ” участники рынка.
Notify вряд ли произведет революцию на рынке даже при условии низких цен, рассуждает гендиректор компании Webbankir (занимается онлайн-микрофинансированием) Андрей Пономарев. «Для финансовых компаний важно, чтобы сообщение было доставлено быстро, гарантированно и желательно дешево, причем именно в такой последовательности. Доставка через соцсети накладывает ограничения: человек может находиться вне доступа к интернету или вовремя не заметить уведомление»,— говорит он. Mail.ru Group заявляет, что 90% пользователей получат сообщение в течение 24 часов, это «вызывает настороженность» у господина Пономарева: когда клиент подает заявку на оформление займа, он ждет ответ в течение нескольких минут, так что традиционное SMS надежнее всего. «Нам предпочтительнее заплатить больше, но при этом гарантированно знать, что человек получил код подтверждения в сообщении»,— констатирует Андрей Пономарев. Кроме того, в социальных сетях бывает сложно идентифицировать человека, что для оказания финансовых сервисов принципиальный фактор, а SIM-карты выдаются по паспорту.
Исполнительный директор Devino Telecom (партнер Notify) Алексей Матыцын также указывает на ограничения сервиса: уведомления рассылаются по шаблону, а трафик только сервисный, без рекламы. Notify может рассматриваться как дополнительный канал уведомлений, но заменой SMS и Viber все же пока не станет, считают господа Пономарев и Матыцын.
Анна Афанасьева