Российская Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) приветствует факт появления законопроекта, вносящего поправки в Федеральный закон №436-ФЗ. Эксперты РАЭК неоднократно выступали с заявлениями о необходимости подобного законопроекта, участвовали в мероприятиях, посвященных обсуждению конкретных предложений, а также при участии широкого круга технических и юридических специалистов разработали свою версию пакета поправок в 436-ФЗ.
Ряд предлагаемых разработчиками законопроекта норм, касающихся отмены маркировки интернет-ресурсов (предупреждающим баннером, размером не менее 5% экранного пространства, информирующим о том, для какой возрастной категории предназначается контент на данной странице), не могут не вызвать одобрения и поддержки с нашей стороны. РАЭК провела ряд исследований, показывающих технологическую нецелесообразность применения подобного механизма и его низкой эффективности. Об этом свидетельствует и зарубежный опыт. Наши аргументы были услышаны, и в этой части мы однозначно приветствуем поправки к 436-ФЗ, предлагаемые вносимым законопроектом.
Нельзя не поддержать и изменения, уточняющие некоторые неясные и технически неточные формулировки закона в отношении особенностей распространения и оборота различных видов информационной продукции, а также уточняющие конкретные текстовой и визуальной формы знака информационной продукции.
Однако часть законопроекта, касающаяся применения аппаратно-программных средств приостановления доступа к информации в сетях, в том числе в сети Интернет, не может получить однозначную оценку интернет-сообщества. Комиссия РАЭК по правовым вопросам внимательно изучает текст законопроекта для того, чтобы высказать согласованную отраслевую позицию в отношении описанных процедур создания, поддержки реестра и механизмов взаимодействия операторов связи с организацией — оператором реестра. Среди вопросов, на которые предстоит ответить Комиссии, отмечаем следующие:
Насколько предлагаемая законопроектом процедура фильтрации контента и блокировки сайтов в досудебном порядке отвечает технологическим требованиям связности сети Интернет;
Какова степень эффективности данной процедуры;
Насколько велик риск ошибочной блокировки «белых» интернет-ресурсов;
Насколько велики коррупциогенные и конституционные риски — в части свободы слова и доступа к информации;
Насколько оправдана правовая форма оператора реестра;
Улучшит ли законопроект существующую практику судебной блокировки сайтов к негативным контентом;
В какой мере предлагаемая форма оператора реестра будет позитивно воспринята интернет-отраслью и не уменьшит ли это инвестиционной привлекательности и не увеличит ли степень тревожности на рынке.
Данный законопроект и меры, им предусматриваемые в части фильтрации контента, на сегодняшний день, к сожалению, предлагают больше вопросов, чем ответов. И чем быстрее будут определены правила игры и органы и сообщены отрасли, тем благоприятнее это скажется на атмосфере в сети Интернет и степени информационной безопасности пользователей. Достижение консенсуса в наших общих интересах.