Количество российских интернет-магазинов, принимающих платежи онлайн, за 2017 год выросло с 116 тыс. до 124 тыс., следует из отчета исследовательского центра MARC. Исследование проводилось в первом квартале 2018 года, сравнивались показатели за четвертые кварталы 2016 и 2017 годов. По его данным, 66% интернет-магазинов принимают деньги через платежные агрегаторы, 22% подключают отдельные платежные средства, например электронные кошельки, напрямую через провайдера, 17% настраивают интернет-эквайринг через банки, 4% — через платежные шлюзы (сервисы, позволяющие сайтам подключить прием оплаты только с банковских карт).
Наиболее популярный платежный агрегатор — «Яндекс.Касса», которую используют 31,7% интернет-магазинов. Ее отрыв от конкурентов растет. На втором месте Robokassa: на конец 2017 года платежи через нее принимали 9,2% площадок. 4,8% сайтов работают с Payeer, 4,3% — с UnitPay, примерно по 3% — у PayAnyWay, Wallet One и Interkassa, по 2% — у RBK Money, PayMaster и Platron. Около 11% площадок работают с другими агрегаторами, среди которых PayU, Uniteller, PayOnline, Assist, IntellectMoney и ECommPay (на долю каждого приходится 0,9–1,3% сайтов).
Оборот онлайн-платежей в России по итогам 2017 года вырос на 19%, до 817 млрд руб., свидетельствуют данные исследования Российской ассоциации электронных коммуникаций «Экономика рунета». Объем рынка интернет-ритейла больше этой суммы: в прошлом году он превысил 1 трлн руб., оценивала Ассоциация компаний интернет-торговли. Количество и оборот интернет-магазинов постоянно растут, что приводит к росту онлайн-платежей, констатирует директор интернет-коммерции объединенной компании «Связного» и «Евросети» Андрей Полончук. По его словам, для относительно небольших интернет-магазинов работа через агрегатора — наиболее простой вариант, который позволяет избежать согласований и расходов на интеграцию. «Онлайн-магазины с большим оборотом все чаще используют оплату с эквайрингом от банков, в дальнейшем мы прогнозируем рост этого сегмента оплат»,— отмечает он.
«Рост оплат картами — результат общественного договора между банками, которые лоббируют этот выгодный для них вид платежей, государством, заинтересованным в повышении прозрачности с точки зрения фискальной дисциплины, и пользователями, для которых это просто удобно и выгодно — не нужно забывать про дополнительные бонусы типа начисления миль за оплату, кешбэка и т. п.»,— рассуждает управляющий партнер LED Agency и бывший топ-менеджер «220 Вольт» Леонид Довладбегян. Ритейлер также остается в плюсе, считает он, несмотря на то что часть платежа в виде процента (1,5–4%) достается платежному агрегатору или банку, сам факт оплаты на сайте означает защиту от отказа от услуги. Увеличение доли онлайн-оплат господин Довладбегян также связывает с ростом популярности агрегаторов и маркетплейсов услуг, стремящихся проводить через себя оплату, чтобы получать с нее комиссию, и, таким образом, снижающих долю наличных расчетов в экономике.
Роман Рожков