Объем российского рынка интернета вещей с учетом подключений по различным беспроводным технологиям по итогам первого полугодия 2018 года достиг 45,5 млрд руб., подсчитали в компании «ТМТ Консалтинг». Из них на долю операторов связи пришлось 13%, то есть 5,9 млрд руб. За весь 2017 год выручка операторов в этом сегменте могла составить 9,3 млрд руб., оценивал ранее AC&M Consulting.
По данным AC&M Consulting, по итогам первого полугодия 2018 года число сим-карт интернета вещей на российском рынке составило 15,4 млн. Лидером по количеству таких подключений остался МТС с долей 42%, «МегаФон» сократил разрыв, нарастив долю до 38%, еще 18% — у «Вымпелкома» и 2% у других операторов. В AC&M Consulting уточняют, что руководствовались данными по числу реально работающих и приносящих выручку сим-карт, а не всех, отгруженных по договорам.
Развитие технологий уже не дает возможности легко экстраполировать тренды на годы вперед, отмечает управляющий партнер AC&M Consulting Михаил Алексеев. «С развитием технологии беспроводных устройств станет больше в разы, а стоимость поддержания связи с ними — меньше»,— поясняет он. Стоимость подключения к стандарту связи NB-IoT в ближайшие годы будет снижаться, согласны аналитики Ericsson. По оценке компании, эта технология в ближайшие годы станет одной из основных для развития мобильного интернета вещей наряду с Cat-M1.
В МТС ожидают, что среднегодовой темп роста рынка интернета вещей в России в 2018–2022 годах составит около 18–25%. Там также считают, что дополнительным драйвером роста рынка станет развитие стандарта связи NB-IoT. Ранее МТС уже заявил о запуске сети NB-IoT в 20 городах России и до конца 2018 года планирует запустить покрытие в этом стандарте во всех городах-миллионниках, а также представить первые коммерческие продукты на его основе.
В «МегаФоне» подчеркивают, что доля компании в сегменте интернета вещей растет быстрее рынка. На конец второго квартала оператор, по собственным данным, подключил около 6,6 млн сим-карт интернета вещей, что на 45,8% больше, чем год назад. «МегаФон» уже сформировал покрытие NB-IoT в казанском «Иннополисе», Брянске, Санкт-Петербурге, Челябинске, Великом Новгороде и других городах.
Выручка «Вымпелкома» в сегменте интернета вещей по итогам девяти месяцев 2018 года составила чуть менее 1 млрд руб., рассказали в компании. Базу работающих устройств оператор оценивает в 1,9 млн. Выручка компании от сегмента межмашинного (M2M) трафика в третьем квартале росла на 12,8%. «Чтобы комментировать результаты исследования, надо быть уверенным в том, что все игроки разделяют одинаковый подход в оценке продажи M2M»,— добавили в компании. «Вымпелком» ранее объявил о запуске сети NB-IoT в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в «умном квартале» в районе Марьино Москвы.
Традиционная бизнес-модель уже не дает операторам возможности роста прежними темпами, поэтому они инвестируют в развитие новых сервисов, например, «МегаФон» и «Ростелеком» также работают в направлении безопасного города и индустриального интернета, констатирует гендиректор Национального исследовательского института технологий и связи Александр Минов.
Юлия Тишина