Издание «КоммерсантЪ» рассказало о состоянии конгрессно-выставочной деятельности на основании исследования выставочного научно исследовательского центра Market Research Company (ВНИЦ R&C). По данным исследования 22% конгрессов и выставок, планировавшихся на этот год, уже отменены организаторами, а 28% международных событий, инициируемые зарубежными партнерами, находятся в зоне риска.
Согласно проведенному опросу среди участников рынка, большая часть, составившая 40%, в 2022 году ожидает отмену или угрозу отмены для 40-100% мероприятий, отмены до трети мероприятий по обмену опытом прогнозирует так же 40% участников. Только 20% рассчитывают на благополучное проведение всех запланированных мероприятий в текущем году.
По результатам первых трех месяцев 84% организаторов заметили отрицательные тенденции по выручке в сравнении с первым кварталом 2019 года, пришедшегося на докризисный период. При этом у 37% участников выручка уменьшилась на 20-50%, а у 21% - на 51%-80%. 90% компаний выставочной отрасли предполагает сокращение выручки по сравнению с 2019 годом, а 68% предполагают, что и в сравнении с 2021 годом выручка так же упадет, при этом абсолютные показатели компаний не были раскрыты.
Так, один из участников рынка полагает, что по итогам 2022 года рынок в целом снизится на 30-40%, если сравнивать с 2019 годом, и на 20-30% по сравнению с прошедшим, 2021 годом, поскольку в геополитической ситуации присутствует неопределенность, а кроме того, с российского рынка ушло более 50% участников выставок, представлявших иностранные бренды.
Другой участник, подтверждая предполагаемое падение рынка не менее, чем на 30% от возможного дохода, считает, что для рынка деловых мероприятий данный кризис затянется и будет более серьезным, чем в период пандемии.
Третий частник полагает, что падение рынка может составить до 40-50%, но по отдельным направлениям. Разная глубина падения связана с различной актуальностью направлений: если посещения мероприятий edtech предположительно снизятся, то более популярные, связанные, например, с импортозамещением или с криптовалютами, могут не показать такого снижения. Наиболее актуальной проблемой для организаторов в России является сложность привлечения аудитории – после запрета зарубежных соцсетей на территории Российской Федерации, их блокировки и запрета на размещение в них рекламы, стало сложнее делать таргетированную выборку по пользователям.
Собеседники «Ъ» поясняют, что западные организаторы составляли примерно половину рынка деловых мероприятий. Наиболее крупными игроки, HYVE group и Reed exhibition, сейчас не работают на территории Российской Федерации. Что касается больших международных событий, участники предсказывают, что их не стоит ждать как минимум до конца следующего года, а основу рынка составят государственные проекты. Переориентация на азиатские направления навряд ли сможет позволить компенсировать потери от ухода западных участников, так как Китай и Индия и ранее занимали достаточно серьезную нишу.
И, хотя в России могут пробовать проводить аналогичные мероприятия тем, которые отменены в РФ по причине санкций, по сути, это означает организацию другого мероприятия. Несмотря на то, что формат мероприятия не подпадает под защиту авторских прав, защищенным может оказаться само наименование конференции или выставки, что может повлечь за собой сложности у организаторов, если в целях привлечения той же аудитории название будет похожим до степени смешения.