О том, что основатель и глава совета директоров интернет-компании Alibaba Group Джек Ма приезжает на Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) и выступит на нем с докладом, РБК рассказали два источника, близких к организаторам ПМЭФ. Источник в Alibaba подтвердил эту информацию. Выступление на ПМЭФ станет первым приездом богатейшего человека Китая в Россию.
По словам собеседников РБК, Ма выступит на форуме 19 июня с докладом «От информационных технологий к технологиям данных: новая эра в коммерции и торговле» (From IT to DT: A new era for commerce and trade). Подробности доклада собеседники РБК раскрыть отказались.
«Мы будем участвовать в Петербургском международном экономическом форуме, чтобы показать наш уникальный взгляд на глобальную электронную коммерцию, а также способствовать и поддерживать сферу международной трансграничной торговли», — пояснили РБК в пресс-службе Alibaba Group.
Состояние 50-летнего Джека Ма, по данным Bloomberg Billionaires Index, превышает $29,7 млрд. Сейчас ему принадлежит 8,9% акций Alibaba. Миллиардером Ма стал после IPO Alibaba Group осенью прошлого года. Размещение стало рекордным по объему привлеченных средств — компания привлекла тогда почти $25 млрд. Капитализация Alibaba Group на 3 июня 2015 года составляла $225,87 млрд, выручка в 2014 году составила $52,5 млрд.
В апреле этого года источники из числа организаторов ПМЭФ, который пройдет с 18 по 20 июня, рассказывали о нехватке иностранных представителей среди участников форума в этом году. Тогда собеседники РБК говорили, что свое участие подтвердили первые лица лишь нескольких западных компаний — например, Пол Роллинсон, глава Kinross Gold Corporation, и Ханс-Пол Бюркнер, глава The Boston Consulting Group. «Но они подтвердили свое участие с оговоркой: если отношения России с Западом обострятся, то они, возможно, откажутся от участия в форуме», — пояснял источник РБК. При этом он не исключал возможности политического давления на иностранных предпринимателей. Поэтому приезд «такого человека, как Джек Ма, несомненно добавит очков статусу ПМЭФ», заявил сегодня РБК источник, близкий к организаторам форума.
С темой big data (технологии, позволяющие строить прогнозы и находить закономерности в больших массивах данных) Джек Ма уже выступал на крупных мероприятиях. Например, этой теме он посвятил свою речь на конференции Big Data Expo в китайском городе Гуйянь 28 мая 2015 года. «Эра высоких технологий превратила людей в роботов, а эпоха больших данных превратит роботов в умных людей», — заявлял тогда основатель Alibaba. С помощью больших данных 80% компаний смогут работать на полную мощность, в то время как ранее технологии помогали достичь максимальных результатов только 20% предприятий, а 80% не успевали адаптироваться. Промышленность будущего сконцентрируется не только на производстве продуктов, но и на том, как научить их говорить, думать и взаимодействовать, заявлял Ма.
В одном из интервью Джек Ма говорил, что видит будущее интернет-торговли не в создании империй, а скорее, в «системе из равноценных бизнес-элементов, где каждый элемент будет взаимодействовать с другими». Поэтому изначально Ма сделал ставку на малый и средний бизнес, а теперь стремится «стать крупнейшим агрегатором китайских интернет-магазинов и вывести их на международный рынок».
В России наибольшей популярностью среди «дочек» Alibaba Group пользуется онлайн-ретейлер AliExpress. В 2015 году китайская площадка стала лидером российского рынка электронной коммерции по аудитории: по данным TNS, в апреле этого года месячная аудитория онлайн-ретейлера в России составила почти 19,6 млн человек, что в несколько раз больше количества российских покупателей у международных гигантов eBay (около 4 млн на конец 2014 года) и Amazon (примерно 1,5 млн на конец 2014 года).
В мировой аудитории AliExpress Россия занимает второе место, обеспечивая 9,55% трафика ретейлера, свидетельствуют данные площадки Similar Web. На первом месте — США (10,36% трафика). По данным аналитической компании «INFOLine-Аналитика», оборот продавцов через маркетплейсы Alibaba в России по итогам 2014 года составил 110 млрд руб., выручка Alibaba от российского рынка — 5,5 млрд руб.
15 мая AliExpress зарегистрировало в России юрлицо — ООО «Алибаба.ком (РУ)», писал «Коммерсантъ». Для дальнейшего развития бизнеса в России AliExpress подписала соглашение о сотрудничестве с российской логистической компанией SPSR Express, которая должна доставлять покупателям до 20 тыс. заказов в месяц. Открытие представительства в России позволит повысить эффективность работы на местном рынке и нарастить выручку в России примерно на 30% за 2015 год, говорил гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.
Полина Русяева, Дарья Луганская