$50 за ночь
Русскоязычная версия приложения будет доступна с 15 апреля, рассказал РБК представитель HotelTonight. Компания пока не открыла офис в России, ограничившись на старте двумя региональными директорами, которые «прикреплены» к берлинскому офису: они заключают соглашения с отелями и организовывают работу фрилансеров, публикующих в мобильном приложении HotelTonight (у сервиса нет веб-версии) оригинальные фотографии гостиниц и собственные обзоры. Источник, близкий к руководству HotelTonight, утверждает, что на выход в Россию компания потратила пока около $1 млн, но затраты возрастут, когда будет открыт полноценный офис.
Приложение HotelTonight было создано в 2010 году в Сан-Франциско Джаредом Саймоном (сейчас занимает должность главного операционного директора компании), Кристофером Бэйли (технический директор) и Сэмом Шэнком (гендиректор) всего за десять недель. К началу 2015-го совладельцами HotelTonight стали фонды Battery Ventures и Accel Partners, вложившие в проект $80,7 млн; структуру капитала представители компании не раскрывают. Саймон также отказывается назвать финансовые показатели проекта, отмечая лишь, что он еще не вышел в прибыль — все полученные деньги тратятся на дальнейшее развитие. Приложение работает примерно в 500 городах мира в 29 странах, в его базе — более 15 тыс. отелей, а количество загрузок пользователями по всему миру превышает 12 млн. В России приложение до запуска русскоязычной версии скачали около 70 тыс. раз, уточнил представитель HotelTonight.
Сервис, по словам регионального директора HotelTonight по России Алексея Ланкина, уже заключил партнерские соглашения примерно с 80 отелями в Москве и Санкт-Петербурге, в том числе со столичными «Метрополем» и Lotte Plaza. Представитель группы Lotte и сотрудник компании KR Properties, собственника «Метрополя», подтвердили эту информацию. Гендиректор «Росинвестотеля», управляющего сетью загородных гостиниц, Кирилл Иртюга знает о переговорах HotelTonight с отелями: «Мы тоже изучали это предложение, но пока только присматриваемся». К лету должны подключиться гостиницы в Суздале, Ярославле, Сочи, Казани и Калининграде, добавляет Ланкин.
HotelTonight зарабатывает на комиссии в 15%, которую платят гостиницы с каждого заказа через приложение, средний чек по миру составляет $50. Свой прогноз по числу заказов в день HotelTonight не предоставляет. Через один из популярных российских сервисов по бронированию отелей ежедневно оформляют около 200 заказов на размещение в тот же день, рассказал представитель компании-конкурента. При аналогичной востребованности HotelTonight смог бы выручить около $45 тыс. в месяц.
«Решение запуститься в России мы приняли еще летом прошлого года», — рассказал Саймон РБК. Русские, по мнению менеджеров HotelTonight, склонны к спонтанным путешествиям и легко перенимают новые технологии. В частности, компания обратила внимание на уровень проникновения смартфонов в России: по оценке Deloitte, в 2014 году аппараты были у 66% населения, что на 19 процентных пунктов больше показателя 2013-го. В анализе рынка HotelTonight отталкивался от данных BusinesStat, согласно которым объем рынка гостиничных услуг в России в 2014 году составил 174,7 млрд руб.
Для спонтанных
Одним из главных конкурентов для HotelTonight станет мобильное приложение Booking Now, запущенное в начале 2015 года популярным сайтом Booking.com, созданным еще в 1996 году. В России Booking Now работает с марта. В его базе гораздо больше отелей, чем у HotelTonight, — более 623 тыс. Booking Now, как и HotelTonight, анализирует поведение пользователя, учитывает его геолокацию и выводит на экран наиболее подходящие ему варианты с описанием. Размер комиссии от отелей компания не раскрывает, подчеркнул представитель Booking.com. Иртюга утверждает, что Booking.com берет обычно от 17% и выше цены заказа.
HotelTonight своим основным отличием от Booking Now считает систему выборки отелей. Гостиницы, которые могут попасть в выдачу HotelTonight, менеджеры сервиса отбирают самостоятельно: сначала выделяют лучшие в своей категории отели по открытым источникам, потом проверяют их качество лично, а за плохие отзывы исключают из базы. Представитель Booking.com отказался обсуждать деятельность конкурента.
Услуги по бронированию «день в день» предлагают и другие сервисы, например OneTwoTrip, Anywayanyday, Ostrovok. Доля таких бронирований у российского сервиса OneTwoTrip в апреле 2015-го составляла 10% от общего количества заказов, на 2 п.п. больше, чем годом ранее, рассказал РБК управляющий директор одноименной компании Михаил Соколов. У Anywayanyday эта доля выше — около 16,5%, говорит гендиректор компании Евгений Шухлин.
Все эти сервисы нацелены на россиян, путешествующих внутри России и выезжающих за рубеж. По оценке руководителя Федерального агентства по туризму Олега Сафонова, в 2014 году по России путешествовали 42 млн россиян, а в 2013 году — 30 млн. Объем организованного туризма из России (без учета деловых поездок), по его оценке, составил 18 млн человек.
«Обычно такие вещи, как бронирование последнего дня, работают, когда у вас очень высокая мобильность населения, а также очень высокий спрос на гостиницы. Если же у вас загрузка в районе 60%, то такие сервисы не будут сильно востребованны. К тому же очень трудно подгадать время, потому что гостиницы обычно начинают «выбрасывать» номера ближе к вечеру — после 16:00. В России же реальность такова, что номера обычно бронируются заранее», — считает глава отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова. По оценке HotelTonight, загрузка в российских отелях составляет как раз около 60%, что примерно соответствует показателю в США.
«Приложение ориентировано в первую очередь на молодых людей, спонтанно бронирующих отели и сознательно предпочитающих не делать выбор заранее. Hotel Tonight — один из немногих сервисов, прямо адресованных поколению Y», — полагает менеджер по электронной коммерции отеля «Балчуг Кемпински Москва» Илья Дудниченко. По его наблюдениям, российским путешественникам импульсивные, незапланированные поездки пока не очень свойственны.
Дарья Луганская, Алексей Пастушин